Ексклюзивы
вторник, 26 января 2016 15:10

Иво Бобул перепоет Вакарчука
8

Автор: Сергей Старостенко
 

30 марта во дворце "Украина" состоится большой концерт народного артиста Украины 62-летнего Иво Бобула. Многие его песни, которые звучали в 1980-90-х, стали народными шлягерами: "Берег любові", "Якщо любиш - кохай", "На Україну повернусь", "Місячне колесо "," Небеса очей твоїх "," Душі криниця "и другие . Певец готовится выполнить на главной сцене столицы не только их, но и одну из песен из репертуара "Океана Эльзы".

- Сейчас ступор в музыке конкретный везде - не только в Украине, - считает Иво Васильевич. - Некоторые новые группы я вообще не понимаю. Гипнотические однообразные ритмы - это музыка ни для головы, ни для ног. Мое поколение воспитано на хороших мировых стандартах. Был период, когда я работал в Черновцах в ресторане "Черновчанка". Помню: лето, два огромных окна нашего ресторана выходят на улицу Ольги Кобылянской. Под окнами постоянно толпа была. Люди сидели и слушали концерты. В доме напротив жил врач-стоматолог. Когда мы играли, он садился с семьей на балконе, пил чай и слушал. Мы за день могли изучить западный хит, чтобы уже вечером петь его людям. Затем, когда работал в Черновицкой филармонии, мы писали замечательные песни. При том, что даже качественных инструментов не было. Певец приходил со своим микрофоном. Приличный микрофон в то время сто долларов стоил: это 300 рублей. То, что выпускалось в Союзе, никуда не годилось. Инструменты мы покупали у югославов, у венгров, которые могли ездить за границу. Они и себе покупали там инструменты, и нам привозили. Хотя КГБ за этим следило очень серьезно. Это преследовалось. Да ты что! Этого нельзя было делать. Наша группа "Живая вода" по инструментам в то время была больше всех напичкана.

Автор: Сергей Старостенко
 

Так вы были первыми кандидатами на скамью подсудимых.

Ловили ребят. Помню, последняя наша гастроль должна была быть в Харькове с московскими музыкантами, в летнем театре "Украина". Москвичи приехали в Харьков первыми. Приехали мы, пришли на площадку, а она уже милицией оцеплена. Арестовали всю аппаратуру москвичей, ребят отправили в Москву, а нас - в Черновцы. Нашу аппаратуру не забрали, потому что мы не успели ее распечатать. От КГБ постоянные вопросы к музыкантам были: "Откуда у вас эти микрофоны? За какие деньги вы покупали? "

Государство не была заинтересовано производить качественные свои?

А что, власти было до аппаратуры? Гонка вооружений была. Ракеты были нужны, а не музыка. Мы, филармонические ребята, аппаратуру сами делали. У нас звукорежиссер Боря Мельниченко своими руками клепал усилители звука, динамики. Потом уже, когда иностранные музыканты заканчивали у нас гастроли, мы практически все у них забирали - всю аппаратуру после гастролей скупали. Динамики, микрофоны, гитары - все шло. Если появлялся какой-то новый инструмент, все приходили и смотрели на него, как на какой-то космический корабль.

Почему вы ушли из филармонии?

Левко Дуткивский давал мне исполнять песни, которые раскрутили до меня Назарий Яремчук и Василий Зинкевич. А я хотел свои, которые подходили бы к моему голосу. Мы конфликтовали. А что я мог против него? Он был тогда заслуженным артистом.

Автор: Сергей Старостенко
 

Это уже была другая каста.

Звание заслуженного или народного очень меняло людей. Она чувствовали себя начальниками. А кем был я? "Не ты, так другой, - говорили. - У нас разве нет незаменимых?"

Я позвонил в Тернопольскую филармонию директору, и меня взяли на работу. Создал свою группу и начали ездить на гастроли. А тут путч, развал Союза. Все! И все наши концерты накрылись. Затем я встретился с певицей Лилией Сандулесой. Хороший дуэт был. Голоса сливались. Два года работали с ней в Америке. Хотел полгода, а остался на два.

Уровень жизни задержал?

Даже не это. В Америке увидел другую культуру, до которой нам - поле, и 20 лет еще этим полем идти. Там если ты талант - тебя будут понимать во всех отношениях.

Я был на концертах знаменитых певцов, которых я здесь не увижу. Вот где культура аудитории, культура исполнения. Начинаешь думать: почему там есть, а в твоей стране нет? Почему мы топором тешем машины, когда есть уже станки, которые все филигранно производят? Если бы в то время, при Советском Союзе, позволили нашим музыкантам развить музыку, а не ставить ее в рамки "любовь, комсомол и весна", многие музыканты были бы теперь на другом уровне. У нас на высоком уровне был только джаз. А в эстрадной музыке ни в России, ни в Украине таких, что бы вышли за рамки и покорили всю Америку, не было.

Мне там предлагали записать несколько песен. У меня фонограммы даже есть, минусовки. Писался на студии в Манхэттене, где записывалась Мадонна. Песня "Go, Brooklуn, go" была. "Очень жаль, - говорили, - что ты не в этой стране родился, потому что голос есть, а акцент не тот". В Украине бьешься головой об стенку - и толку никакого. Здесь никогда не признают, что ты хороший певец, композитор, аранжировщик. Вообще - что ты хороший. Ситуация не изменилась.

Жалею, что еще перед Америкой не успел издать пластинку "Душі криниця" с Вадимом Крищенко и Андреем Демиденко. Мы записали ее и поехали в Черкассы снимать клип на песню "Місячне колесо". Вдруг заходят два пацана: "Так, прекращайте это все, закрываем, запечатываем". Оказалось, что путч начался. Так эта пластинка и не вышла.

Автор: Сергей Старостенко
 

Как вы восприняли те события?

Конечно, хотелось другой жизни. Когда вернулся из Америки в 1994 году, увидел другую Украину. Уже "кравчучек" и людей с мрачный лицами не видел. Кучма ставил экономику на ноги. Магазины открывались, работа у людей появилась. Когда началась акция "Украина без Кучмы", я говорил: "От добра добра не ищут. Груши на вербе никогда не будут расти. Все можно ломать. А что потом построите?" Мы всегда кричим "Долой власть!". Сейчас тоже кричат. А человек же что-то сделал хорошее: в самый сложный момент подставил себя, чтобы спасти свою страну. Теперь что мы имеем с приходом одного, и второго, и третьего президента после Кучмы? Все хуже и хуже.

Ни одна революция ничего хорошего не дала, я считаю. Вон Октябрьская революция всю духовность уничтожила и весь генофонд.

2000-е годы какими были для вас?

Очень тяжелыми. Особенно в языковом вопросе. Я не могу понять, где я живу. Нельзя оскорблять нацменьшинства. Приезжаю в какой-то город: "Вы здесь не пойте на русском, - говорят, - потому что идет война с Россией". Ну это же моя песня. Почему не петь? Зато на ФМ-радио мы до сих пор слушаем тех российских артистов, которые говорят, что в Украине едят на Майдане младенцев. На фига они мне нужны? А своих, которые на русском спеть хотят, в эфир не пускаем. Когда на радио наконец увидят, что я принес качественный продукт? На русском языке, румынском - не важно. Мой продукт. Сделанный в Украине,

Вот не приезжают к нам уже российские артисты на гастроли. Что, Украина умерла от того, что их нет? Мало в России артистов, которые что-то смыслят. Там большинство - сидят возле Путина и чешут ему гланды через одно место. Что касается наших артистов, которые туда поехали: они взрослые люди. Не могу никому указывать, где он должен быть. Это выбирает сердце. Как постелешь, так и поспишь.

Автор: Сергей Старостенко
 

После того как ТНМК спел о Вас песню "Иво Бобул", Вы стали кумиром молодежи. Есть даже интернет-сообщество, которое провозгласила вас своим талисманом. Как к этому относитесь?

У меня тоже в молодости были кумиры. Почему бы самому не быть кумиром для молодых? Продержаться на сцене 30 лет - не так уж и легко. ТНМК обо мне пел - и ребята не ошиблись во мне. Всем помогаю - это правда, песню спою - тоже.

Когда я работал с ТНМК на одной сцене, увидел их публику: молодые люди с такой энергией! Это было для меня открытием.

Вам подходит петь рок.

Славе Вакарчуку я как-то позвонил. У него хорошие песни, смысловые. Одну хочу взять в свой репертуар. Какую, не буду пока говорить. Он спокойно согласился. Только я ему сказал, что переделаю эту песню немного по-своему, внесу свои голосовые краски. Спою на своем концерте 30 марта.

Люблю группы, у которых есть музыка. А те, где наборы слов и аккордов, я никогда не понимал. Плюс если в песне еще и мат - все, это для меня не песня.

Ваш внешний стиль не меняется годами.

Не перекрашивался, не стригся - ничего не делал, чтобы привлечь к себе внимание. Прически, брюки, пиджаки - это все фигня. Артисты высокого полета выходят на сцену в одном костюмчике и просто начинают петь. И это уже шоу. Зал уже упал. Артист должен удивлять людей - не голой задницей, а голосом, который дал тебе Бог.

Сейчас вы читаете новость «Иво Бобул перепоет Вакарчука». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі