Церемония награждения 62-го Берлинского кинофестиваля прошла в субботу вечером. Жюри под председательством английского режиссера Майка Ли присудило "Золотого медведя" фильму Паоло и Витторио Тавиани "Цезарь должен умереть". Это остроумная и милосердно короткая (всего 76 мин.) история о том, как реальные мафиози, бандиты и убийцы ставят в тюремном театре шекспировского Юлия Цезаря.
Вторая по значению награда, гран-при жюри, досталась молодому и на редкость разностороннему венгерскому режиссеру Бенедеку Флигауфу. Попробовав себя и в экспериментальном кинематографе ("Млечный путь"), и в мейнстримной фантастике ("Чрево"), Флигауф обратился к социальному кинематографу: его новый фильм "Просто ветер" рассказывает о расправах над цыганским этническим меньшинством.
Любимец местной публики и критики Кристиан Петцольд, один из лидеров так называемой Берлинской школы, довольствовался призом за лучшую режиссуру. Его "Барбара" представляет собой скромный, но практически безупречно скроенный драматический триллер из восточногерманского прошлого.
Совсем юная дебютантка Рэйчел Мванза получила "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль ("Мятежница", Канада). Также жюри отметило китайскую "Долину белого оленя" за операторскую работу ("Серебряный медведь" за выдающиеся художественные достижения) и португальское "Табу" - за новаторский киноязык (приз имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра).
Режиссер "Табу" Мигель Гомеш – экс-кинокритик, снявший прихотливый черно-белый пастиш, - пошутил на церемонии, что уж никак не рассчитывал получить награду за новаторство, ведь он сделал "старомодное кино". Кроме того, "Табу" предсказуемо получило приз международной критики – это настоящее кино для синефилов.
Единственной неожиданностью с некоторой натяжкой можно назвать разве что присуждение сразу двух "Серебряных медведей" рядовой датской костюмной драме "Королевский роман" (за сценарий и лучшую мужскую роль).
Программа нынешнего Берлинале подобралась ровная и достаточно интересная, но на этот раз в конкурсе не было шедевров. Не было ни "Туринской лошади", ни "Развода Надера и Симин", как в прошлом году. В отсутствие явных лидеров победили консерватизм и опыт.
Комментарии
1