вторник, 22 мая 2018 10:16

Где проигрывает школа и церковь, там появляется война - Струтинский

Автор: Сергей Старостенко
 

Украинская власть не делает ставку на театр. А он может стать флагманом культурной дипломатии за рубежом, - убежден директор и художественный руководитель Национальной оперетты Украины Богдан Струтинский. - Театров европейского технического уровня в Украине лишь несколько, а много талантливых украинских актеров и певцов выехали за границу, чтобы работать над созданием европейского театра, вместо того, чтобы представлять Украину. Если бы мы имели какую-то программу международного сотрудничества, где наши украинские театры ездили на гастроли за границу, это небольшие средства были бы для государства, но какая бы это была огласка положительная. Не Чернобыль, не война, не плохая экономика. Мы сегодня не можем конкурировать в химической отрасли, в машиностроительной с Германией или с Японией. А вот и искусстве мы конкурировать можем, и будем иметь первые позиции.

Может ли зритель найти в театре идеологию?

Нет театра без идеологии. Это утопия. Любая мысль, которую закладывает постановочная группа, уже является идеологией. Театр это сто процентов идеология. Раньше была коммунистическая идеология на уничтожение человеческих ценностей. Театр наоборот должен идти на восстановление человеческих ценностей, утверждение государственности. Для меня идеология - это навязывание порой тех или иных идей. Театр не может быть беспозвоночным.

Какие идеи несете?

Это зависит от той или иной постановки.

Но театры в контексте пиара и положительной огласки об Украине - это тоже идеология. До тех пор, пока власть этого не поймет, будет много проигрывать. Театр формирует личность. Когда-то еще Бисмарк сказал: "Кто не строит школы, будет строить тюрьмы". Там, где проигрывает школа и церковь, там появляется война. Театр - это социальный институт, а не просто развлекаловка. Серьезная организация, которая ставит ту или иную тему и через нее какую-то сверхзадачу вытягивает, мысль вытягивает и таким образом влияет на людей.

Итак, если бы мы имели какую-то программу международного сотрудничества, где наши украинские театры ездили на гастроли за границу, это небольшие средства были бы для государства, но какая бы это была огласка положительная. Не Чернобыль, не война, не плохая экономика. Мы сегодня не можем конкурировать в химической отрасли, в машиностроительной с Германией или с Японией. А вот и искусстве мы конкурировать можем, и будем иметь первые позиции. Тогда наш культурный десант влюбил бы в себя Европу. О нас бы стали говорить не то, что мы цивилизованная страна, а не Папуасия какая-то.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Только подготовишь актера, как он оп, и за границу уехал - Богдан Струтинский

Мы могли бы даже диктовать свою моду. Расскажу пример. В прошлом году у нас на Опера мюзик фесте была представительница Казахстана. Она приехала в Украину и удивилась: "О, так это совсем не то, что нам показывали по телевизору". То есть у людей сложилось какое-то свое впечатление о нашем государстве через телевизор и российские каналы, которые промыли им мозги.

Наша власть не делает ставку на театр? Она не ходит в театр обычно?

Ходят, но у нас же театр не в приоритетах у государства. Вот Шевченковская премия была. Президент ни слова не упомянул за получасовой спич о театре.

Я думаю, что у нас страна еще не демократическая. Она может играть в моду на демократию, говорить об этом, но у нас хотят, чтобы им спустили циркуляры сверху и по голове ударили. Я посмотрел очень интересное исследование, которое проводили японцы. Они анализировали развитие европейской культуры. Страны, где были акценты на классическое искусство, были экономически более развитыми. Те страны, где акцент был только на сюси пуси, на поп или на массовую культуру, экономически были отсталые.

Японцы начали обучать пианистов, прививать людям любовь к классической музыке

Они посмотрели, что в регионах, имеющих симфонические оркестры, бизнес лучше работает. 45 лет назад Китай взял курс на реформы. Сегодня Китай колоссально направляет свой десант учиться в разные консерватории мира. Потому что они поняли, что через классическое искусство они могут получить нацию высоких вкусов.

А у нас, к сожалению, процветает маскультура. У нас ходят на футбол, где пиво можно продать, то есть там, где торгаши могут иметь выгоду. Какую они могут иметь выгоду с симфонического оркестра или с театра? Да никакой. Сегодня они хотят получить быструю прибыль, а завтра создадут генерацию людей, у которых только сосиски в глазах.

Власть дала людям выпивку дешевую, споили людей, особенно в тех регионах, где сегодня война происходит. Там не было церкви, не было украинского языка, была тяжелая жизнь, поэтому люди спивались чтобы забыться. Это легко зомбированные люди. А человека искусства, который читает, зазомбировать трудно. Мы в этом плане очень сильно отстаем от других стран, и в результате отстаем экономически

Что власть сделала людям: дала выпивку дешевую, споили людей, особенно в тех регионах, где сегодня война происходит. Там не было церкви, не было украинского языка, была тяжелая жизнь, поэтому люди спивались чтобы забыться. Это легко зомбированные люди. А человека искусства, человека, который читает, зазомбировать трудно. Мы в этом плане очень сильно отстаем, и в результате отстаем экономически. Муссолини в период войны строил театры. Некоторые такие мощные, как в Палермо. На три тысячи человек даже были театры. Он знал, что это оружие.

Автор: Сергей Старостенко
 

Сегодня получается очень простая вещь: гражданское общество ушло вперед, искусство рвануло вперед, а чиновничий пул людей остался на уровне коммунистическом - распределения бюджетов. Их цель поставить таким образом театры в зависимость от себя. Почему? "А он придет же ко мне просить, а я начальник". У нас не воспринимают художника как художника полноценного, а как того, кого можно держать в зависимости.

Как театр может говорить об Украине за рубежом? Это какие-то отдельные темы или качество постановок?

Мы только что приехали из Литвы. Имели там большой концерт Украина-Литва. Это был целый день Украины. Литовцы украинскую песню слушали, мы на них влияли. Это популяризация украинских вкусов, правил, канонов. Они начинают смотреть на нас иначе. Мы будем иметь совместный проект с театром в Палермо в конце 2019 года. Они нас принимают как полноценных партнеров.

Сейчас вы читаете новость «Где проигрывает школа и церковь, там появляется война - Струтинский». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі