В Украинском доме в Киеве проходит выставка "Маланка Памфира. Танец смерти и жизни". Собрали уникальные маски и наряды, в которые одеваются во время празднования Маланки в Поднестровско-Буковинском регионе. Все они использовались в картине "Памфир" режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука, который выйдет в прокат в марте.
"Памфир" представили зрителям в 2022 году, собрал награды на международных фестивалях. В Украине пока его посмотрели только в рамках фестивалей "Молодость" и "Неделя кинокритики". Рассказывает о контрабандисте из Западной Украины, который пытается завязать с незаконным ремеслом. Кульминация драматической истории проходит перед праздником Маланки и непосредственно во время празднования.
Выставка в Украинском доме состоит из двух уровней – на первом этаже показывают кинолабораторию – кадры из фильма, афиши и 6-минутную съемку, которая не попала в финальный монтаж. На втором – более 40 костюмов, реквизит и около сотни обрядовых масок из фильма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Netflix отменил популярный сериал, зрители возмущены
Куратором выставки является Алексей Ананов – бывший телеведущий, а ныне модератор дискуссий в Украинском доме. Мы встречаемся с ним у входа, направляемся к первому объекту "нижнего уровня". Это муляж автобусной остановки с мозаикой, изображающей всадника в традиционной гуцульской одежде. Ее реальный прототип – остановка из села Рашки, которую построили в 60-70 годах прошлого столетия. Художник-постановщик Иван Михайлов сделал специально для фильма. Создает атмосферу. Остальные экспонаты посвящены народному празднику в киноленте.
"Маланка - ключевой элемент, который собирает этот рассказ, на нее нанизывается – к празднику готовятся, герои его ждут. Но Маланки на экране очень мало, поэтому зрители не успевают рассмотреть ни уникальные маски и костюмы, ни само действо. Праздник Маланки не взят. из конкретного села.Это мир режиссера, который он воплотил не только в "Памфире", но и в картине "Красная Маланка", – объясняет куратор, показывает на висящие на стене справа афиши фильма. Их использовали во время показов во Франции, в частности на Каннском фестивале и в Греции, рядом – кинокадры, сделанные оператором картины Никитой Кузьменко, использовали только те фото, на которых кадры из тизера или не вошедшие в фильм.
Идея выставки возникла в приближении новогодних праздников в рамках проекта "Об Украинском". Затем решили создать отдельную экспозицию с костюмами из фильма и частями интервью режиссера.
Стоим с Алексеем напротив экрана, где демонстрируют не вошедшие в полную версию фильма сцены. На экране один из героев предстает в маске и наряде "медведя" из камыша. Это традиционный костюм на Маланку для Поднестровско-Буковинского региона, говорит Алексей.
Подходим к фото, на котором один из героев изображён в маске обезьяны. Создает впечатление карнавального действа, но в то же время пугает.
"У Дмитрия в фильме есть этот момент столкновения космоса и хаоса, животного, природного и чисто человеческого. Зимнее солнцестояние, по народным верованиям – тот период, когда очень тонкая граница между загробным миром и миром реальности. Через эту границу проходят различные потусторонние создания – они не обязательно злые, но они другие - их правила жизни на нас не рассчитаны, а наши на них.Маланка это такая игра – маски, карнавал, но это заигрывание с инфернальным. Не нужно ничего объяснять, мы в этом мифе живем", – говорит Алексей.
По замыслу авторов, идя в глубь зала – удаляемся от реальности. Оглядываясь, вижу Европейскую площадь, дождь. Куратор приглашает в мир мистической Маланки. Со второго этажа Украинского дома можно увидеть всю экспозицию первого. Выглядит как сопоставление реального и мистического миров. Алексей обращает внимание, что это напоминает традиционный Галагановский вертеп.
Чтобы создать мир Маланки на втором этаже, обращались к исследователям фольклора из Университета Шевченко. Подходим к манекену в наряде козы. Маску изготовили современные мастера, наряд скомпоновала художница Мария Квитка, которая в прошлом году выиграла в конкурсе "Голос Страны".
Над авторскими масками работали профессиональные художники, есть и традиционные маски из сел Красногильск, Белелуя, Глыбока и Вашковцы. Кроме козы, здесь также дед и баба, парень и девушка. Все маски и одежду использовали в фильме.
"Коза есть практически везде, где празднуют Маланку – отсюда выражение "водить козу". Для Поднепрянской Маланки – традиционными являются Василий и Маланка – девушка, которая селезня пасла и замочила передник. В фильме ее нет. Также есть дед, баба, медведь и цыган Традиция видоизменялась и переживала много разного за это время.В начале ХХ века маски делали похожими на папье маше – использовали бумагу и муку, в некоторых регионах делали из кожи. Сегодня для празднования часто используют современные элементы – готовые резиновые маски, а, например, в селе Глубокое вводятся современные персонажи – путин, Юлия Тимошенко – и это свидетельствует, что традиция живет", – рассказывает куратор. Указывает на экран, где демонстрируют документальные кадры празднования Маланки. Именно сцена боранки – сражаются мужчины в "мохнатых" костюмах, маски медведей сделаны из противогазов, украшены лентами.
Правее экрана – группа манекенов в традиционном наряде медведей, которые делают из камыша. Такие костюмы характерны для Маланки Белелуи и Красногильска. Камыш собирают в определенный период года, специально обрабатывают, хранят, должны их увлажнять каждые несколько дней, чтобы не ломался. Для "Памфира" сделали несколько десятков таких костюмов и авторские маски-морды. Рядом – наряд цыган, сделанный из разноцветных лоскутов. На одном – крышки от пива и открывашки с банки. Рядом с нарядами – булава.
"Это парный образ медведь и цыган или урсар. Когда-то ромы занимались именно дрессировкой медведей, выступали с ними на ярмарках. В костюме цыган обязательный элемент булавы – ими или пугают, или укрощают медведя. Медведь для Маланки – тотемное животное. Символизирует культ рождения и оплодотворения. Поэтому где потанцует медведь – там должно быть изобилие, счастье и добро. Но одновременно медведь – опасное создание. В картине, показывая героев в нарядах медведей, Дмитрий Сухолиткий демонстрирует, что это страшный дух леса, но теперь он уже танцует на цепи – значит, уже не так страшно", – рассказывает куратор.
Справа от группы "медведей" – самые главные маски экспозиции. Одна – белая, похожа на череп животного, следующая дополнена рогами, а третья – окрашена в красный цвет. По сюжету, их делает для праздника Маланки брат главного героя – Виктор. Хочет казаться большим, более важным, более угрожающим. Но из-за стечения обстоятельств не может идти в Маланку – так что "рогатую" маску забирает главный герой. Маски изготовили, используя бюст Ленина.
"В фильме несколько раз фигурирует бюст ленина – режиссер рассказал, что его использовали как основу для маски. После декоммунизации осталось много этого советского хлама. Бюст – в натуральную величину, у него идеально круглая голова, бороду можно отбить, залепить – маска лепится на этой основе. Поэтому народное творчество может базироваться на чем угодно – используют и советское наследие, которое переосмысливается. Лелин здесь не ленин, а круглая голова", – рассказывает куратор.
Завершают выставку красногильские маски и наряды – сердаки. Выражения искусственных лиц – ужасают. Их изготовили два местных автора. Рассказали, что жуткие маски на Маланку в большинстве своем заказывают хорошие люди, а вот те, о ком идет плохая слава – любят заказывать маски "милые". Рассматриваем с куратором "лицо" с оскаленными зубами и полупроваленным носом. Маски этой части выставки пугают по-настоящему.
"Саму экспозицию построили как цикл празднования Маланки, чтобы мы переживали разный эмоциональный ландшафт, определенное движение. Когда заходим на второй этаж – это еще как вечер – двигаемся навстречу толпе еще реальных людей, они антропоморфны, настоящие, и более или менее приветливы. А эта часть – это кульминация ночи, а возможно утро.Когда инфернальный танец продолжается – и мы тоже переходим в предельные состояния.Или же вокруг нас есть те создания, с которыми мы танцуем и которых нам надо победить.Это тот момент ночи, когда ты зажмуриваешься и думаешь: Боже, скорее бы уже петух пел", – говорит куратор.
Завершается выставка масками животных, присутствующих в каждой сцене фильма. Символизируют сопоставление животного и человеческого, борьбу. При выходе из "полукруга Маланки" – печь, которая в кадре фигурирует в доме главного героя.
"Для меня почти случайно печь превратилась в иконостас. Здесь есть звезда, ягненок, пастухи, которые идут – как рождественская история, которая нас после инфернального ужаса возвращает на твердую землю, где горит свеча, уже рассвет, в церкви скоро начнет звонить – вот здесь мои родные – вот оно тепло Рождества и утро, до которого мы дотанцевали", – говорит Алексей Ананов.
Выставка продлится до 19 февраля. Анонсируют экскурсию от режиссера фильма Pamfir Дмитрия Сухолиткого-Собчука, экскурсию от художницы по костюмам Марии Квитки и лекцию об особенностях молниеносного обряда в разных регионах Украины от этнологины Натальи Хоменко.
Вход на события по билету на выставку.
Комментарии