"Ты не досмотришь до конца" - это тэглайн альманаха "Украинский эксперимент". Его презентовали 1 сентября в кинотеатре "Октябрь". Во время презентации из зала вышло пять человек. Основатель компании 86PROKAT Илья Гладштейн в начале показа сразу предупредил:
"Если вам не понравится, то выходите. Не сдерживайте себя. Никто вас не осудит. Это - эксперимент. Никто не гарантирует, что он удачный."
Альманах состоит из 5 фильмов. Каждый из них был в нынешней программе фестиваля кино "86". Это эксперимент с киноформой, от которой остается базовая драматургия, но коренным образом меняется визуальный ряд.
"Мне звонил техник кинотеатра из Запорожья. Сказал, что файл "Розовой карты" плохой, ничего не видно. Попросил лучшего качества. На самом деле таким был замысел режиссера. Мы привыкли к четкому изображению в кино. Но четкость не является чем-то, что мы не можем подвергать ревизии . В данном случае "туманность" изображения переносит нас в вневременное пространство", - говорит Гладштейн.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильм об украинцах в сказке стал частью альманаха
"Розовая карта" снята в Лиссабоне режиссером Эль Парвулеско. В ней показывают размытые виды города, пока диктор рассказывает о империалистическом прошлом Португалии. Диктор - главный героем. Он турист, который пытается узнать как можно больше о месте, куда попал. У него есть гид, который рассказал, что хочет открыть свое кафе "Розовая карта" между посольствами Анголы и Мозамбика. Когда Португалия пыталась создать из этих стран одну колониальную империю. Но в ее планы вмешалась Великая Британия.
"Я работал с впечетлением украинского туриста, который ездит по Европе и чувствует разницу культур. Наша страна была долгое время колонией, а Португалия наоборот - империей. Названия изменились, а суть до сих пор та же", - говорит Парвулеско.
Над фильмом "70 улиц" режиссер Макс Лижов работал в Броварах. Главной темой стала декоммунизация. Когда село Бровары получило статус города, каждый третий его житель был комсомольцем или коммунистом. 60 лет и три революции спустя пропорция сохранилась: треть улиц дальше имели названия бывшей империи. Правда, к моменту завершения съемок их успели переименовать. Непонятно к какому жанру может принадлежать работа. Это и документальный короткий метр, и видео-арт, и музыкальное видео одновременно. На экране одна за другой появляются таблички с названиями улиц. Сменяют друг друга очень быстро с миганием. Названия то сливаются в одну картинку, то становятся порезанными. Видео сделано в красном, черном и белом цветах. Кроме табличек показывают рисунки на стенах зданий, Ленина и виды города. Действие происходит под музыку в стиле техно. Перед началом показа Макс предупредил, что его фильм первый. Предложил выйти тем, кто не переносит, когда кадр мигает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На Венецианском кинофестивале покажут украинский фильм
"Через призму декомунизации я показал город в том состоянии, в котором он есть. Был на всех этих улицах. Это - тисячеликий портрет города в преддверии изменений. Кроме видео, для кино использовано около 2 тысяч фотографий. Оно имеет концепт, структуру, последовательность, развитие и завершение. Имеет сюжет, но не в традиционном смысле. Музыку мне позволил использовать Станислав Токачов. Это - украинский композитор в жанре техно и экспериментальной музыки. У меня был друг звукорежиссер. Мы любили за пивом поговорить, как бы было здорово снять кино. Он в конце концов оказался в психушке. И мы отказались от его услуг", - говорит режиссер фильма Лижов.
Режиссера Полины Мошенской на премьере не было. Ее фильм "Цветаевой и Маяковского" показывали четвертым. Локация - типичный жилой массив киевская Троещина. Здесь размещены ул. Цветаевой и просп. Маяковского, построенные почти одновременно за несколько лет до развала Союза. В сочетании архивных кадров и современных съемок на экране оживает история почти ста лет - от послереволюционного 1918 года, когда Маяковский делает первые попытки в кинематографе, до наших дней. Зрителей более всего поразили два кадра из этого фильма. Первым был момент похорон бойца АТО на ул. Цветаевой. Режиссер не показала ни гроба, ни бойца. Зато на экране были товарищи погибшего, стоявшие рядом друг с другом и курившие "в кулак" во время церемонии погребения. Второй кадр закончил фильм. Это разговор оператора с троещинским парнем в спортивной одежде и с типичным языком.
"Что вы здесь снимаете? Улицу? Это не улица, это - состояние души. Вон даже малый скажет, скажешь?", - размышляет гопник.
"Перемирие" Валерия Пузико напоминает компьютерную игру. Съемку вели в селе Пески в период относительной тишины. Во время просмотра создается впечатление, что ты действительно там находишься. Слышны разговоры солдат, но отрывисто. Главный звуковой фон похож на дыхание. Герой передвигается по развалинам зданий, крышам. На одном из полуразрушенных домов нацарапана надпись: "Здесь живут люди. Как романтично солнышко садится и мины, блядь, разрываются", - слова, звучащие в конце фильма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Похоронил и годами оплакивает жену, хотя у него есть сын от ее родной сестры" - Александр Игнатуша о своей роли
Документальная трагикомедия "Волшебная страна" рассказывает историю консервативной девушки Марьяны, которая только что эмигрировала в США из Украины. Одинокая в этом новом и чужом для себя мире, она знакомится с Аней. Аня работает танцовщицей в ночных клубах для эмигрантов и соглашается быть проводником Марьяны в свет на перекрестке США и СССР. Сама Аня замужем, живет с родителями и спит на матрасе, который нашла на улице. Постепенно мировоззрение Марьяны меняется, и одним воскресным утром она звонит родителям. Говорит, что не пойдет в церковь, потому что собирается на гейпарад.
Ни один из режиссеров этих лент не имеет образования в киноотрасли. Фильмы снимали художник, философ, блогер, фотограф и поэт. Режиссер Макс Лижов считает, что это - сильная сторона. Потому что видно личность, а не школу.
Прокат фильмов охватит Киев, Одессу и Запорожье. Показ альманаха продлится до 29 сентября.
Комментарии