Третий международный арт-проект "АУТ" проходит в Национальном музее Тараса Шевченко. В этом году его курируют культовый российский критик Виктор Топоров и соучредитель "Клиники Дорошенко Грищенко" Оксана Грищенко.
Выставка "Сновидения наяву" пытается осмыслить аутизацию современного мира и человека. Каждому из художников в музее пытались отвести отдельную комнату, чтобы воспроизвести тот особый мир, который видят художники. Третий проект АУТа представляет авторов легендарной "Лимонки" Павла Лосева и Григория Ющенко (Санкт-Петербург), участников резонансного выставки "Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме" Майкла Мерфенко и Давида Чичкана (Киев), обладателя международных премий Arte Laguna 2013 и Prix de la Photographie 2011 Ричарда Энсетта (Великобритания), молодого графика русского происхождения Светланы Ла Вэй (США), а также - офорты Тараса Шевченко, который, по мнению кураторов, был одним из самых мощных визионеров в искусстве.
В интервью Gazeta.ua куратор выставки Оксана Грищенко рассказала об истории проекта и что означают "Сны наяву" художников-визионеров.
- Как родилась концепция проекта АУТ?
- Этот проект начинался как социальный. Меня интересовал аутизм в обществе. "Аут" в смысле выход: выход из определенного ящика, определенных стандартов. Но именно в арт-проекте мы подходим к этому с трех разных точек зрения. Первое - что аутизм - это диагноз и сейчас становится все больше таких детей. Второе - аутизация современного общества, когда это уже есть сознательным выбором человека. Третье - связь аутизма и творчества. Эти три темы постоянно задействованы в различных соотношениях. И искусство - лучший способ для того, чтобы взбудоражить сознание, показать - это не так плохо быть другим, это помогает людям находить что-то новое.
- В чем принципиальная разница третьего АУТа от двух предыдущих?
- У первого АУТа основная тема - творчество с признаками аутизма. Для ее куратора Татьяны Гершуни любой художник - человек необычный, а если кратко охарактеризовать, то каждый художник - аутист. Во втором ауте имеем дело именно с диагнозом. Основной куратор, Коэн Джефф Байза, которого мы пригласили из Нью-Йорка, по образованию медик, и работает с медицинскими темам в искусстве. Он смог собрать профессиональных художников с этим диагнозом со всего мира.
В "Сновидениях наяву" нам интересна тема визионерства. Это пророчество. Визионерство как видение чего-то, чего не видят обычные люди.
- Что такое визионерство в контексте аутизма? Это отражение реальности внутренней, того что внутри?
- Визионер видит иную реальность, он не считает ее внутренней. Тот, кто видит то, чего не видят другие. Например, работы Давида Чичкана. Он видит мир, как тот, что должен жить по законам анархии. И это для него более реальное, чем то, что считают другие. Практически у каждого из отобранных художников своя комната. Мы пытались отвести отдельное пространство каждому, чтобы зрители могли окунуться в мир, в реальность, которую показывает художник.
- Как отбирали украинскую сторону участников? В экспозицию включили также и работы Шевченко.
- На самом деле у нас не так много визионеров. Участие Майкла Мерфенко было очевидно сразу, потому что это его тема. С Давидом Чичканом, с его творчеством была мало знакома. Первый раз увидела его работы в Шоколадном доме на выставке "Апокалипсис и Возрождение". А Тарас Шевченко - классический визионер. В его работах просматривается видение другого мира - на тот момент, когда Украина не воспринималась как отдельная страна, он заложил ее понимание как страны и нации.
- Тема проекта "Сны наяву". Для вас какой самый страшный сон-мир среди представленных работ?
- Мне, безусловно, Мерфенко. Многие говорят, что он "светлый". Но его искусство об изменении изнутри. И, например, картина "Архангел" будто не из этого мира. Для меня в его искусстве есть что-то от безумия.
Выставка продлится до 18 мая. Музей находится на бульваре Шевченко, 12. Работает до 18:00 (понедельник - выходной).
Комментарии