Ексклюзивы
четверг, 23 июня 2022 18:15

"Бренд русской музыки" - почему следует отказаться от Чайковского в названии нацакадемии

С апреля 2022 ведутся дискуссии об изменении названия Национальной музыкальной академии Украины им. Петра Чайковского. В середине июня руководство учреждения решило оставить имя российского композитора, однако студенты и преподаватели выступили против этого. Последние опубликовали открытое письмо ректору Максиму Тимошенко с требованием отменить решение ученого совета и провести прозрачную процедуру переименования Академии.

Народный артист Украины Юрий Рыбчинский заявил, что воевать могут правительства и армии, но не культуры.

"Чайковский, как и Шекспир, как и Жанна д'Арк, как и Христос, не принадлежит одному конкретному народу, он принадлежит всему миру", – отметил он. Артист также объяснил, что этнически Петр Чайковский не был русским. Отец композитора происходил из рода запорожских казаков, а мать была француженкой.

Gazeta.ua расспросила экспертов о целесообразности смены названия заведения.

ИНСТРУМЕНТ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ

"Как по мне решение, которое принял ученый совет, юридически ничтожно. Мы должны очень четко понять, что Чайковский является брендом российской музыки. Это своеобразный знак, которым Россия метит всю культурную карту мира. И там, где есть Чайковский, там есть российская культура. Поэтому Украине, которая только сейчас избавляется от своего колониального статуса — это чрезвычайно важно и очень своевременно отказаться от российских представителей в названиях наших образовательных учреждений. Чайковского нужно удалить, или хотя бы поставить на большую паузу в исполнении до конца войны. И убрать его имя из всех названий, где оно есть", – рассказывает украинский музыковед и профессор НМАУ Юрий Чекан.

Считает, что следует рассматривать композитора как представителя другой культуры. Разговоры о том, что Чайковский имел казацкие корни и значительную часть жизни проводил в Украине – нецелесообразны.

Автор: Facebook
  Украине, которая только сейчас лишается своего колониального статуса — это чрезвычайно важно и очень своевременно отказаться от российских представителей в названиях наших образовательных учреждений.
Украине, которая только сейчас лишается своего колониального статуса — это чрезвычайно важно и очень своевременно отказаться от российских представителей в названиях наших образовательных учреждений.

Каждый раз, когда украинский музыкант исполняет произведение Чайковского, культурному миру идет сигнал — мы готовы к примирению, мы из одной колыбели, мы готовы вернуться в свой колониальный статус

"У Чайковского действительно не было шовинистических взглядов, но ведь мы говорим не о его личности, а о том, что его имя является инструментом идеологического влияния Российской Федерации. И от этого инструмента мы должны избавиться. Потому что каждый раз, когда украинский музыкант исполняет произведение Чайковского, культурному миру идет сигнал — мы готовы к примирению, мы из одной колыбели, мы готовы вернуться в свой колониальный статус. И это важный момент", – добавляет профессор.

Для обсуждения нового названия академии предлагают имена композиторов Симона Пекалицкого, Николая Дилецкого, Ивана Домарацкого, Германа Левицкого, Артемия Веделя, Максима Березовского и Бориса Лятошинского.

"Поскольку имя Николая Лысенко уже занято Львовской нацакадемией, то считаю, что центральная столичная Национальная музыкальная академия Украины — не нуждается в приставке с именем. Не надо переименовывать учреждение, нужно просто снять привязку к Чайковскому", - говорит Чекан.

Отмечает, что изменение названия академии процессуально не сложное.

Гражданское общество должно намекнуть властям, что в рамках дерусификации это нужно было бы сделать

"Есть четко прописанные процедуры. Нынешнее название Национальная музыкальная академия имени Петра Чайковского появилась в указе президента Украины от 1995 года. Соответственно, чтобы снять эту привязку к имени нужно внести изменения в указ президента. Как только гарант это сделает, администрация академии должна совершить действия согласно закону Украины, для этого подается пакет документов и Министерство юстиции в течение дня его рассматривает. Вопрос в том, почему президент должен внести эти изменения, если это не будет его инициатива, то гражданское общество должно намекнуть властям, что в рамках дерусификации это надо бы сделать", - добавляет Юрий Чекан.

СТУДЕНТЫ ПРОТИВ "СВЯЗЕЙ" С РОССИЙСКИМ МУЗЫКАНТОМ

Студенты НМАУ преимущественно выступают за исключение имени Чайковского из названия учреждения. Так, из 161 человека за это проголосовали - 122, согласно опросу студенческого научного общества консерватории. Студенты возмущены решением ученого совета.

"Такая публичная позиция руководства вызвала праздник российской пропаганды по поводу "русского бунта в сердце Киева", что навредило имиджу нашей страны в культурном пространстве. Причиной сохранить имя называют частичную этническую принадлежность Чайковского, участие в создании самой музыкальной академии в Киеве и приверженность к местам "Малороссии" в период написания известных произведений. Однако эти утверждения не соответствуют фактам, ведь, как минимум, сам Петр Чайковский идентифицировал себя как русского, и 100 процентов относил себя к культуре тогдашней "Великороссии", - рассказала студентка НМАУ Анна Горобинская в комментарии для Gazeta.ua.

Ранее в Facebook уже высказывала свою позицию относительно изменения названия НМАУ.

"Казалось бы, скоро 4 месяца, как продолжается война с Россией, а вопросы "менять или не менять?" все еще появляются. На этой войне уходит из жизни огромное количество достойных людей для того, чтобы наконец вычистить как физическое, так и морально-духовно-культурное пространство нашей страны от россиян и "русского мира". И очень досадно, что в день, когда на Майдане Незалежности, в сердце Свободной Украины, прощаются с молодым активистом Романом Ратушным, погибшим защищая украинцев от россиян, мы читаем решение Ученого совета о сохранении в названии Национальной музыкальной академии Украины имени одного из хрестоматийных россиян".

Пора Киевской консерватории снова задавать тренды, а не медленно реагировать на них

Подчеркивает, что "связей" Петра Чайковского с национальной академией критически мало для именования главного музыкального учебного заведения. Тем более когда украинский культурный фронт борется за отказ от российского.

"Война смещает акценты, и то, о чем раньше можно было дискутировать за кофе, теперь требует немедленной реакции, ведь влечет за собой неподъемную цепь смыслов и символов. В большинстве своем студенты не желают на уровне академии иметь связи с титульным композитором страны-агрессора, а личность Чайковского не должна ассоциироваться с украинским музыкальным учебным заведением. В общем, пора Киевской консерватории снова задавать тренды, а не медленно реагировать на них. Надеюсь, нам все же удастся найти понимание с администрацией по этому важному вопросу", - добавляет студентка.

НУЖНО ПОПУЛЯРИЗИРОВАТЬ СВОИХ КОМПОЗИТОРОВ

"Петр Чайковский гениальный и прекрасный композитор. Он четко идентифицировал себя как русский композитор. И весь мир об этом знает и ни на секунду не сомневается. Это простая и очевидная правда, в которой адекватных людей убеждать не нужно", - говорит глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович.

Акцентирует, что странно то, что имя Чайковского носит Национальная музыкальная академия в Киеве, а не в Москве или Санкт-Петербурге, где он учился.

Автор: Facebook
  Слушать, изучать и даже уважать иностранного композитора можно и нужно, наряду с Листом, Равелем, Бетховеном и многими другими, но культу нечего делать
Слушать, изучать и даже уважать иностранного композитора можно и нужно, наряду с Листом, Равелем, Бетховеном и многими другими, но культу нечего делать

"В Киеве он не родился, не учился и даже не преподавал в учреждениях, от которых берет свое начало наша Академия. Если обратиться к ее официальной странице, то там так написано о вкладе Чайковского: "Известный композитор часто бывал в Киеве и охотно общался с многими музыкантами, всегда пытаясь поддержать, помочь развитию интересных начинаний". Оказывается, этого достаточно, чтобы учреждение носило имя человека - который "охотно общался с музыкантами" и "поздравил с успехами". Пренебрежимы основатели, меценаты, целые поколения профессоров и выдающихся выпускников. Конечно, о них в академии знают, но высшего уважения от своих благодарных потомков они не удостоились", - добавляет эксперт.

Замечает, что удивительно то, что сообщество студентов и преподавателей не захотело назвать свое заведение в честь кого-то из своих - в широком или узком смысле "своих". Например, в честь Пухальского или Виноградского, стоявших у истоков тогдашнего музыкального училища. Или в честь мецената-основателя Терещенко. Или в честь выдающихся художников и преподавателей, причастных к музакадемии, например, Глиера, Ревуцкого, Лятошинского, Косенко, Блуменфельда, Яворского, Гринченко, Квитки и т.д.

Судя по эмоциональным дискуссиям и публичным обращениям членов коллектива, в самой национальной музадемии тоже нормального и открытого диалога по наименованию не состоялось

"Дело здесь в том, что на самом деле и честно это сообщество так никто и никогда не спрашивал. Напомню, что посвящение Чайковскому в названии музакадемии, а когда-то Киевская консерватория, получила в далеком 1940 году. В эпоху крепкого сталинизма. Тогда у граждан вообще особо ничего не спрашивали, а только решениями съездов и пленумов доводили до сведения и исполнения. Судя по эмоциональным дискуссиям и публичным обращениям членов коллектива, в самой национальной музакдемии тоже нормального и открытого диалога по наименованию не состоялось. Часть коллектива и руководство академии выступает за Чайковского. Другая часть возмущается, что это самоуправство и выступает против. Одни оправдывают название в честь российского композитора его казацким происхождением, а другие называют первыми конформистами с колониальным сознанием", - добавляет Дробович.

Считает, что музакадемия точно должна носить другое название, которое будет отправлять к собственной истории, мелосу и музыкальной традиции, а не по инерции будет тянуть решение сталинских коммунистов.

Своих гениальных композиторов следует любить, изучать, популяризировать и уважать больше чем иностранных, потому что кроме нас у них не осталось других потомков и наследников

"Чайковский ничем таким перед Украиной не провинился и имперского шовинизма в его творчестве и жизни не было, а если где-то какая-то тень и скользнула, то не более чем на многих наших гениев в то время. Памятники или инфотаблицы в его честь где-то в Каменце, Тростянце или Низах вполне могут быть, ведь он там бывал и в своем творчестве дань этому гостю заплатил сполна. Слушать, изучать и даже уважать иностранного композитора можно и надо, наряду с Листом, Равелем, Бетховеном и многими другими, но культа нет чего делать. Своих гениальных композиторов стоит любить, изучать, популяризировать и уважать больше чем иностранных, потому что кроме нас у них не осталось других потомков и наследников", - рассказал Дробович.

6

музыкальных академий есть в Украине. Три из них названы в честь русских деятелей культуры – Национальная музыкальная академия Украины им. Петра Чайковского, Одесская национальная музыкальная академия им. Антонины Неждановой (в честь российской оперной и камерной певицы – Gazeta.ua), Донецкая государственная музыкальная академия им. Сергея Прокофьева (в честь российского композитора – Gazeta.ua).

20 июня на сайте Кабмина появилась петиция с требованием переименовать Национальную музыкальную академию и убрать имя Петра Чайковского. Ее должно подписать 25 тыс. человек, чтобы правительство взяло ее на рассмотрение.

Сейчас вы читаете новость «"Бренд русской музыки" - почему следует отказаться от Чайковского в названии нацакадемии». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі