Книга писательницы и психотерапевта Виктории Горбуновой "Воспитание без травмирования или Зачем детям взрослые?" вышла в издательстве "Клуб семейного досуга". В интервью Gazeta.ua автор рассказала, что следует помнить, воспитывая ребенка, и подробнее рассказала о книге.
Виктория Горбунова - писательница, психотерапевт, ученый, преподаватель психологии. Доктор психологических наук, мать маленького сына. Автор около 150 научных работ. Живет и работает во Львове.
- Есть ли в книге реальные примеры из жизни семей, где у родителей есть проблемы с воспитанием ребенка?
- Вся книга построена на реальных случаях. Я психотерапевт и ежедневно работаю с детьми и взрослыми, а следовательно не могу не писать о них, их трудностях, достижениях, успехах. Единственное что, для сохранения конфиденциальности изменены детали, которые могут указать на героев.
- В какой форме написана книга?
- Это - научно-популярная книга. В ней истории из жизни моих клиентов чередуются с ответами на вопросы, которые ставят перед собой все любящие родители, например: "Как укрепить веру ребенка в свои возможности?" или "Как развить устойчивость к давлению и независимость от мнения других?". Собственно процесс написания книги продолжался около трех месяцев. К тому времени собрала материал, отобрала живые истории, которые вошли в книгу. В книге 4 раздела, 12 важных для родителей вопросов.
- В бедной стране возможно "счастливое детство"?
- Как ни парадоксально - возможно. Детское счастье измеряется совсем в других единицах, чем взрослое. Еще в 1970-х Кевин Линч и Луиз Чавла провели два исследования, в которых измеряли уровень счастья детей и расспрашивали их с чем это счастье связано. Самыми счастливыми оказались ребята из бедных районов столицы Аргентины, Индии, Польши и Норвегии, а самыми несчастными жители элитных районов Америки, Англии, Австралии и ЮАР. Оказалось, что то, что имеют одни и чего лишены другие - это возможность свободного общения и передвижения, а также отсутствие ограничений по общению и играм. В общем дети назвали четыре основные вещи, которые делают их счастливыми, это - возможность самостоятельно гулять, играть на природе, свободно выбирать где и когда играть, а также чувствовать себя свободными в городе (пользоваться им, как к взрослые). Что касается последнего, что речь шла о желании ходить в магазины, кафе, кино, сидеть на лавочках, гулять скверами, выбрасывать мусор в урны, ездить общественным транспортом, делать все, что делают взрослые.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Писатель получил премию за роман из одного предложения
- Что следует помнить, воспитывая ребенка?
- Умеете завести в тупик. Главный совет - быть осторожным с советами. Каждая семья и каждый ребенок - это уникальная история, которую нельзя сложить под трафарет чьих-то разумных советов. Больше всего я боюсь, когда психологические книги читаются родителями так, будто сборки кулинарных рецептов юными хозяйками - прочитала, приобрела ингредиенты, приготовила. В детской психологии не бывает ни тождественных ингредиентов, ни проверенных рецептов. Лучшее, что может сделать психолог - поделиться данным научных исследований, объяснить причины детского поведения и предложить различные стратегии и варианты действий. Те, которые использовал он сам, его коллеги, клиенты. Все это для того, чтобы родители получили пищу для размышлений и почву для поисков - поисков своего уникального и неповторимого пути взаимодействия с ребенком.
Собственно, для этого родители и нужны - найти путь к своему ребенку. Понять, что ребенок уникален и неповторим, рассмотреть ее индивидуальность, настроиться на нее и найти особый способ строить благосостояние собственного ребенка. И это способ, в котором ребенок не строительный материал, а мастер с решающим правом голоса.
- К чему могут привести проблемы с самооценкой у ребенка?
- Мир, в котором у ребенка нет уверенности в собственной ценности - это как дом без фундамента, который постоянно требует дополнительного укрепления, чтобы не упасть, не разрушиться. Человек без устойчивой уверенности в собственной ценности и без самопринятия, так же требует укреплений. Это - комплименты, грамоты, дипломы, высокие оценки, достойная зарплата... Конечно, это приятно каждому из нас, это придает сил и помогает тверже стоять на земли. Однако, если все эти усилители ценности забрать у человека, который уверен в себе - он, конечно, расстроится, однако сможет идти дальше. Что же произойдет с неуверенным в себе человеком, который не верит в то, что он достойный любви и уважения, если его перестанут хвалить, ставить в пример и присуждать первые места? Он упадет, как тот дом без прочного фундамента, упадет в апатию, депрессию, тревогу, алкоголь, наркотики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Секс, наркотики и кармонадли - Винничук написал об оккупированном Львове
- Какие последствия чрезмерной заботы о детях?
- Все зависит от того, что понимать под чрезмерной заботой. Если речь идет о том, что родители делают за детей все то, что они могут и должны делать сами, то наибольшие риски в будущем - проблемы с саморегуляцией и самоконтролем, отсутствие навыков, необходимых для решения жизненных задач. Если речь идет о предохранении от плохих эмоций, сложных ситуаций и решений, конфликтов со сверстниками, то может быть определенная эмоциональная незрелость, неспособность понимать чувства других, их позицию, а поэтому конфликтность или постоянные обиды. Собственно, еще есть много других соображений по поводу "чрезмерной заботы" и все они несут риски.
- Какова история из вашей психотерапевтической практики задевает за живое?
- К примеру, девочка Оля уже привыкла сидеть в своей комнате, дрожать от страха и волнения, закрывать уши руками и молиться: "Пусть это кончится!". Она помнит себя где-то с двух лет, а значит уже 8 лет каждый день она дрожит и мечтает, чтобы папа не приходил домой пьяный. Бывает так, что целую неделю папа может быть трезвым, а мама молчаливой и еще тише, чем обычно. Тогда вечера проходят без громкого папиного крика и разъяренных соседей, которые колотят по батареям. Целую неделю бывает без слез и без надобности залезать головой под подушку. Папа никогда не трогал Олю, ни разу не поднял на нее руки или маму. Соседи называют его "тихим алкашом", а еще говорят, что папа "потому и пьет, что глупую жену не бьет". Оле от этого еще страшнее. То есть, если папа бросит пить, то он будет драться ?! Оля очень этого боится. Не имеет значения пьяный или трезвый папа - Оля боится выйти из своей комнаты, например, в туалет или на кухню. Она ждет, чтобы никого не было в коридоре, чтобы никто не увидел и тогда - шасть, как мышонок в щель - в туалет. А в туалете все надо сделать так, чтобы тебя никто не слышал и - обратно в комнату. Есть тоже надо быстро - и к себе. В школу надо собираться быстро - и за дверь. А в школе можно оставаться долго и это - счастье. Оля терпеть не может ни выходных, ни праздников, ни каникул. У нее нет бабушки, к которой можно поехать, нет друзей, у которых можно было бы играть целый день и остаться на ночлег. Оля любит музыку и книги. Иногда она так глубоко зачитывается или погружается в мир звуков, что еще не слышит начала ссор, а потом на нее как гром с неба падают мамины проклятия и ругань папы. Оля не умеет постоять за себя, не может зайти в полную маршрутку, она никогда не спросит, почему ей несправедливо занизили оценку и молча отдерет жвачку, которую плюнул ей в волосы какой-то сорванец. Оля почти никогда не смотрит в глаза ни учителям, ни друзьям, а еще, она пугается каждого громкого слова, которое, как ей кажется, брошено в ее адрес.
Комментарии