Ексклюзивы
вторник, 16 мая 2023 11:30

Яркие вышивки и этноукрашения: художница создала арт-карту национальных нарядов всех регионов Украины
26

18 мая будем отмечать День вышиванки. Художница Виктория Грохольская создала серию изображений украинок в национальных костюмах с региональной спецификой. Все работы дополнила подробным описанием одежды. Эти рисунки уже начали использовать для печати листовок, шоперов и картин-вышивок бисером.

Gazeta.ua поговорила с художницей Викторией Грохольской об идее создания арт-карты традиционных женских нарядов из разных регионов Украины.

Женские вышитые рубашки выделялись многовариантностью кроя. Были туникообразные, безуставочные, уставочные рубашки и рубашки к гестке. Разнообразны были и способы истечения горловины женских рубашек: бескомерное с собранным на нить краем или окончанием типа каре; с узким или широким воротником-стойкой, с окончанием стойки уборочной шля-рочкой, с выложистым воротником. Региональное своеобразие женским рубашкам вышиванкам южного комплекса придавал четырехугольный вырез вокруг шеи. Кроме того, рукава рубашек южного типа шили прямыми со свободным окончанием - без сборок в запястье.
Фото: instagram.com/viktoria.gro.art
Женщины носили белые рубашки из домашнего полотна. Сверху надевали «кусан» – кофту, сшитую из плотной шерстяной домашней ткани, отрезную по талии и со складками сзади. Юбку «летник» ткали разноцветными полосами. Впереди на юбку надели плотный домотканый фартук, сотканный красочными геометрическими орнаментами. Волосы замужних женщин накручивались на «кибалку» в виде жгута пряжи или ободка, а затем накрывались красивым вышитым платком.
Вышиванки для женщин шились с прямоугольными вставками, которые вышивались рядом с рукавами и узким воротничком-стойкой. Рукава снизу собирались в сборник "на нить". На Подоле рубашки нередко выполнялась сеть. Корсетки шили из фабричной тонкой шерсти, а на праздники из шелка или парчи. Юбки плахты ткали сложным квадратным узором. Впереди она закрывалась «занавесом» - нарядным советником фартуком, который украшали широкой тесьмой. Голову женщины покрывали красочными платками, надетыми поверх чепца. Обувались по праздникам в сафьяновые сапожки.
Белые женские вышиванки шили с узким воротником – стойкой, который тоже обшивался узором. Для вышивок, выполненных крестиком, характерны красно-черные и красно-синие цветовые сочетания, а также сеть. В качестве юбки использовались две запаски – передняя и задняя разных расцветок. На талию связывали красивый широкий длинный пояс с кистями. Верхней одеждой служила «юпка» – суконная или байковая куртка. Для украшения, кроме обычных материалов, использовали аппликацию красными «перчиками». На голову одевали яркие вышитые платки. Многочисленные разноцветные бусы – основное традиционное женское украшение. Праздничная обувь – красные сафьяновые сапожки.
Шили и вышивали в регионе преимущественно льняными нитями, в отличие от других регионов, где часто использовали шерсть. Цвета вышивки здесь в основном неконтрастные (кроме праздничных рубашек), превалируют растительные и природные мотивы, используется техника выбивания по ткани, настил (наличники). Широко распространена здесь была и вышивка белым по белому. Чем дальше в глубину давно, тем сакральнее значение белой вышивки: она была признаком траура. И наоборот, со временем потеряла это значение и приобрела новое: современные украинки считают ее изысканной и стильной.

"У каждого из нас свое оружие. Не все можем волонтерить, но сейчас должны делать то, что лучше всего умеем. Я выбрала арт. Хотелось поднять боевой дух наших девушек, напомнить связь с традициями, поэтому мое творчество связалось с вышиванками", - рассказывает Виктория.

С началом войны вынуждена была уехать из Киева, но не смогла взять холсты, краски. Поэтому купила планшет и начала работать в диджитал-арте

"С детства рисовала людей, картины писала акрилом. С началом войны вынуждена была уехать из Киева, но не смогла взять полотна, краски. Поэтому купила планшет и начала работать в диджитал-арте. Первой нарисовала украинку в национальной одежде. Хотелось в нее вложить свои чувства, поэтому эта девушка вышла с грустным взглядом", - добавляет художница.

Идея проекта с картинками украинок из каждого региона возникла случайно.

"Нашла девушку в украинской одежде. В процессе рисунка меня заинтересовало, из какого именно региона украинский костюм. К сожалению, много информации об особенностях региональной одежды в интернете нет. Также не было возможности обратиться к каким-то костюмерам, чтобы они помогли расширить знания. Оказалось, что на той картинке - девушка в полтавском наряде. Этот образ стал первым в проекте", - добавляет художница.

У художницы корни из Черниговщины и Тернопольщины, потому нарисовала костюмы этих регионов.

Многие, как оказалось, даже не знают национальную одежду своего региона

"Проект начал набирать популярность. Мои подписчики стали сбрасывать описания костюмов их регионов и просить нарисовать. Потом со мной связалась дизайнер Ксения Малюкова. Два года назад она представила фотопроект "Нация". Благодаря ей расширила количество описаний о костюмах. Было интересно и читать саму информацию, не только рассматривать нашу народную одежду. Многие, как оказалось, даже не знают национальную одежду своего региона", - говорит художница.

Виктория Грохольская придерживается традиционного образа, не модернизируя костюмы.

"Ривненский наряд было сложно рисовать, потому что все рукава в вышивке - детализированные красные цветы на белом фоне. Долго приходилось над ними работать. Нравится то, что удалось передать еще и характер девушек. Например, у девушки из Запорожья руки в боки показывают ее силу и боевое настроение. Многие подписчики говорили, что девушки из Запорожья такие и есть", - говорит Виктория.

Автор: instagram.com/viktoria.gro.art
  Серию работ Виктории Грохольской с изображением украинок в национальном строю с региональной спецификой уже начали использовать для печати листовок, шоперов и картин-вышивок из бисера.
Серию работ Виктории Грохольской с изображением украинок в национальном строю с региональной спецификой уже начали использовать для печати листовок, шоперов и картин-вышивок из бисера.

Для иллюстрации, посвященной полуострову Крым, художница воспроизвела традиционный крымскотатарский женский костюм. Он состоит из вышитого платья и головного убора.

Женский крымскотатарский костюм делится на праздничный и повседневный. Свадебный или обрядовый костюм часто включает дорогие ткани - парча, шелк, бархат. Такой наряд традиционно много украшают вышивкой на рукавах и на груди, используют мелкие бусины или бисер. Женский повседневный костюм обычно состоял из рубашки широкого кроя и платья-халата, изготовленных из недорогих тканей. Бытовую одежду украшали небольшими рисунками. Поверх платья одевали фартуки. На голову завязывали белую косынку, иногда с орнаментом. Кисты рук прятали манжетами "эльк'апик", пришитыми к рукавам. Под платье одевали рубашку и брюки", - написала художница.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от •ILLUSTRATOR•ARTIST• (@viktoria.gro.art)

Финальной картинкой серии стала иллюстрация всех девушек в национальных костюмах в виде карты Украины.

"Думаю над концепцией мужских образов. Это могут быть национальные наряды или наши казаки в новейшей интерпретации. Пока разрабатываю проект", - говорит Виктория Грохольская.

Сейчас вы читаете новость «Яркие вышивки и этноукрашения: художница создала арт-карту национальных нарядов всех регионов Украины». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі