пятница, 02 октября 2015 09:30

Арсен Мирзоян: "Настоящее искусство могут позволить себе единицы"
3

Фото: предоставил Арсен Мирзоян

37-летний певец Арсен Мирзоян, автор альбомов "Пуговицы и" Неудобные кровати ", рассказал о том, что считает настоящим искусством, и о том, каким видит его будущее в современной Украине.

Летом вы посвятили концерт Владимиру Высоцкому, сами написали его портрет для афиши. Насколько он близок вам?

- Высоцкий — это близко. Но больше его читать люблю, чем слушать. Как музыкант нуждаюсь больше в музыкальной составляющей, которой, на мой взгляд, у Высоцкого не хватало. Есть люди, которые могут держать зал просто с гитарой в руках. Владимир Семенович — один из них. Высоцкого лучше смотреть. Эмоции. которые он переживает во время исполнения, невероятные, непревзойденная актерская игра. Замечательные аранжировки его произведений делал Георгий Гаранян. Мы решили ничего нового не придумывать. Аранжировки Гараняна, олдскульное звучание духовых оркестровых мини-секций дает возможность выхватить человека из 21 века и погрузить в те времена. Мы хотели, чтобы слушатели правильно почувствовали песни Высоцкого.

Для меня Владимир Высоцькитй не русский поэт. Он поэт советский, официальный диссидент. Ну не повезло гению, родился в советской России. Что же теперь делать? Нормальные люди никогда не делят себя на нации. Для меня Высоцкий — сложная натура, если посмотреть его биографию. Но, может, это на него так влиял советский строй. Я думаю, что он боялся. Никогда этого не показывал. Пытался быть публичным, в своих интервью он всегда очень подробно описывал — где, с кем, как. Всегда подчеркивал свою значимость. Для звезды такого размера, я считаю, что было лишнее. Видимо, он спасался этой публичностью. Иначе, если бы он вел себя скромно, его бы точно съели.

Вы собственноручно нарисовали портрет Высоцкого для афиши.

В художественной школе я учился 4 года. Потом не выдержал и свалил оттуда. Но рисовать меня научил скульптор — дал учебник по анатомии, и я изучал телосложение человека. Портрет Высоцкого нарисовал грифелем. Главное найти анатомический акцент — ключица, кисть. Тогда портрет можно будет вытянуть контрастом. Когда рисовал портрет Тони, контрастом вытащить его не удалось. Во внешности женщины больше плавных линий, контраста меньше.

Когда слушаешь ваши песни, складывается впечатление, что вы по-особенному взаимодействуете с материальными вещами. Они как бы очеловечены у вас.

На самом деле пишу я не о вещах, а о своем состоянии. Хотя у меня есть поэтический сборник "Вещи". Я еще не издавал его, хотелось бы его отредактировать. Там есть, например, такое: "Зачарованный дружбой с вещами, я надумал курить два часа без дымка за плечами. Кофе, сливки и воду, которую чайник готовил, все в любимую чашку я ложкой условил. Но вот друг мой айпед непростителен в том — чуть не вывел меня покурить голышом. Он усвоил одно: людям ведь на видны в чем ты с ними -с его стороны... Я прекрасно усвоил — ребенку нельзя без игрушки. А как быть если это сегодня подушка? Всю потребность к вещам у людей не отнять. Но позвольте, а если захочется спать? Нет дивана, кровати? Я это приму и спокойно без криков устное на полу". Или: "Утро. Завтрак. На кухне в разведку тостер с чайником делят розетку. Ему не важно, кому пустят ток. В итоге нужны тосты и кипяток". Я писал все подряд. Сам себя не редактировал, а чувствую, что нужно.

Тексты к своим песням пишу сам. Иногда беру стихи Марьяны Вдовиковськой. Она - единственный мой соавтор. В новом альбоме будут аж четыре песни на слова Марьяны. Одна из них - "Тяни небо на себя": живи на полную грудь. А я еще от себя добавлю — и на полные карманы.

Вам удается одно и другое?

То, чем сейчас занимаюсь, дает мне реализоваться. Если бы я не занимался музыкой, был бы и сейчас металлургом.

Сложно заниматься музыкой, конечно. Как говорят, слава — вещь, которая быстро портится и долго хранится. А условия и срок хранения у нее очень высокие. Когда я пришел в шоу-бизнес, меня спросили: ты хочешь быть популярным или известным? Я для себя выбрал — быть известным. Даже другое — актуальным. Это не "в тренде", а...

...сказать важное.

Горячо. Но хочется быть актуальным без коньюнктуры. Популярность подразумевает, что ты или фрик, или коньюнктурник. Очень редко наблюдаешь настоящее открытие, например, эффект Земфиры. Хочется самому творить контекст. Это есть у Высоцкого. Послушайте его песню "Эх, раз, да еще раз, да еще много-много раз" — как никогда актуально. О нашей истории и постоянных революциях. Высоцкий актуален как никогда. Потому что он вневременной поэт.

Поэтому ваш выбор - идти своей дорогой.

Мы создаем то, что нам нравится. Можем играть свою музыку совсем по-разному — делать из нее джаз, рок, поп, лаундж. Это зависит от площадки. Будет стадион - будем валить рок-н-ролл. На маленькой площадке сиграем лаундж и джаз. А песни — те же. Я из тех людей, которые любят, чтобы песня звучала со сцены оригинально — как на диске. Но сам так не делаю. Нужно чувствовать зал и понимать, как песня должна прозвучать сейчас, а не автоматически горлопанить. Видишь, что зал хочет больше лирики — дай им больше лирики в этой песне.

Вы говорили: "Искусство — лицо нации. Но Гете объяснит, почему так не произойдет". Объясните, почему.

В "Фаусте" Гете есть разговор директора театра, помощника актера и режиссера — они решают, каким должен быть спектакль: должен воспитывать или приносить деньги. Именно этот разговор доказывает, что шоу-бизнес не менялся веками. А значит, не изменится и сейчас. Всегда на главной сцене любой страны были и будут скоморохи. Искусство всегда в тени. Оно всегда будет высоко цениться, но видеть его будут избранные и позволить себе его смогут лишь единицы. А скоморохи всегда были флагманами, потому что людям надо хлеба и зрелищ.

Что поете бойцам на передовой?

Серьезных песен почти не пою. Для бойцов у меня есть юмористическая программа. Самое главное — с каким настроением солдат пойдет в бой. Юмор заставляет человека думать, чтобы лишний раз не рисковал своей жизнью. Потому что храбрость — это глупость. Людям, которые чудом вышли живыми с поля боя, просто песен слушать не хочется. Они рады, что остались живыми. Их ужасные воспоминания надо вытеснить смехом.

Мы не в худшие времена живем. Есть ощущение, что будет еще хуже. Украине нужен президент, который реально удержит ее от распада. У нас буферная зона на востоке будет всегда как язва или вечно открытая рана. План Новороссии продвигался у нас в Запорожье еще до Майдана, в 2010 году. То общественная организация "Славянская гвардия", то "Партия политики Путина" поднимали весь этот движ с Новороссией. Но пропаганда казачества в Запорожье в свое время победила пропаганду "русского мира". Этот индикатор показал: Мы — Украина, простите.

Мой знакомый во Львове взял учебник истории, пошел в школу и сказал: я запрещаю преподавать это моему ребенку. Я тоже считаю, что из истории нужно учить только факты: жесткие, сухие, без оценок.

История - хорошее оружие информационной политики.

Так и есть. Иначе — зачем она нужна? Она — неточная наука, которая несет в себе пропаганду.

Своей пропагандой Украина может противостоять сильной российской.

Уже поздно. Уже имеем очевидный факт: Россия — страна-агрессор. К нему безразличны только тем людям, которых интересует только собственная зарплата — которая была и которая стала. Их не интересует, как строилась эта экономика и что будет дальше. Их интересует только "сейчас". Они придут на выборы, и какой-то чувак опять за гречку купить их голоса. С попустительства наших родителей стоят теперь заводы. Никто из наших родителей не бастовал, когда их разворовывали. Они согласились: если государство так решило, значит государство знает что делает. Только шахтеры вышли и касками стучали по рельсам. И все.

Страна изменится благодаря новому поколению?

Если оно будет думать собственной головой, а не навязанными понятиями. Все и всегда происходит тупо за деньги. В войнах ничего святого нет. Нет никаких идей. И даже Вторая Мировая — это тупо деньги. Страны Антанты не могли найти, кто же им Советский Союз развалит. Нашли идиота на свою голову. Им все-равно было, кого спонсировать. Ничего в войне нет идейного и священного. Все идеи высосаны из пальца. Но правило такое: если ты не веришь в идею, тебя расстреляют. Страна выращивает "овощей", напичканних какой-то идеей. Но речь на самом деле только о деньгах.

Россияне сейчас говорят о братстве народов. Какое братство народов! Везде геополитика, бабло и аллигаторы, которые распиливают страну на части. Я с русскими жить не собираюсь. Дети мои, внуки, возможно. Я нет. Зла на них не держу. В гости — пусть приезжают. Только пусть не везут сюда свою идею "русского мира". Я покажу им свою: гостеприимный украинский народ.

Сейчас вы читаете новость «Арсен Мирзоян: "Настоящее искусство могут позволить себе единицы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі