Вчера, 16 октября, в "Мыстецьком Арсенале" открылась шестой Большой Антикварный салон.
Кроме коллекций 15 украинских антикварных галерей, здесь проходят два специальных события: предаукционная выставка художников Парижской школы из частного собрания Александра Фельдмана и коллекция украинского авангарда искусствоведа Игоря Диченко.
В зале с темно-красными стенами, где недавно висели работы с выставки "Большое и Величественное", теперь представлены полотна и скульптуры художников Парижской школы. 85 работ составляют выставку "Искусство милосердия - 2" - здесь графика Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сони Делоне, живопись Кислинга и Альтмна, скульптуры Ханы Орловой и других.
У каждой работы наклейка с номером лота: 23 октября на закрытых торгах все лоты будут распроданы. Фонд Александра Фельдмана надеется заработать на аукционе около 4 миллионов долларов - все эти деньги пойдут на строительство реабилитационного центра в Харькове для детей с психическими расстройствами.
Чтобы увидеть украинских авангардистов из частной коллекции Игоря Дыченко следует пройти мимо павильоны антикварных галерей и магазинов. Графика Богомазова Тышлера, полотна Пальмова и работа Малевича "Супрематическая композиция" 1916 года висят в светлом полукруглом зале.
"Самым дорогим в Дыченко - Малевич", - говорит искусствовед Дмитрий Горбачев. Игоря Дыченко он знает давно, а если самого Горбачева уволили с должности главного хранителя из Музея изобразительного искусства, Дыченко назначил его главным хранителем своей коллекции.
"Я помню Игоря Дыченко совсем молодым человеком с уже безупречным вкусом. Он в 60-х годах уже знал, что Богомазов - гениальный. Работы покупал за стипендию или отыскивал где-то - мог подобрать на свалке, потому что авангардистов часто выбрасывали даже их родственники. Дыченко долго не принимали в союз художников - мол, потеряли документы. Я был возмущен, спрашивал: как же так? Человек имеющий публикации, книги, и вы его не берете. Мне ответили: "У него есть коллекция ! А у нас нет . Значит он ее украл !".
Сам Дыченко говорит, что начал коллекционировать, чтобы поддержать художников: "Я на столько плевать хотел на советскую власть, что поддерживал тех, кого обижали. Помню, тогда такие были цены на картины - 30 рублей. Сегодня ни одна картина из моей коллекции финансово мне недоступна !" Обводя глазом коллекцию украинского авангарда, Игорь Дыченко говорит - здесь нет и не любимых работ.
У Дмитрия Горбачева также небольшая частная коллекция: "Коллекция твоих вдов - так ее называла моя жена. Мне дарили работы вдова Богомазова, Крамаренко, Редька. Самая сатрая вещь - деревянный ангел 18 в. Подобрал его в разоренной церкви в Волынской области в селе Павловка в 1963 году. Тогда была активная пропаганда атеизма, вновь начали крушить церкви. Я поднял ангелочек деревьевьяный - теперь висит в доме".
В зале украинских авангардистов встречаю скульптора Василия Быка. Он привлекает внимание шляпой в стиле Шерлока Холмса и закрученными усами. Внимательно рассматривает графику Богомазова. Он коллекционирует швейные машинки Зингер. Когда узнает, что я такую ??имею дома - спрашивает о цене. Говорю, не продам, потому что моей прабабушки.
Пришла посмотреть на старинные вещи и Анжелика Рудницкая. Говорит , в ее семье есть несколько реликвий: "Есть Библия 19 века от дедушки и бабушки. Это большая книга в кожаном переплетении, страницы правда пожелтели, но это добавляет шарма. Еще одна реликвия - серебряное кольцо моей бабушки. Ее никто не носит, слишком велика. Это была целая история с замужеством бабушки: она с графского рода, с поляков - католиков, а вышла замуж за украинца. Это очень разозлило ее родителей и не лишили ей наследства. Все самое дорогое, что было - гребни ручной робот, кольца и ковры ей пришлось выменивать на хлеб во время голодомора. Благодаря тем ценным вещам родилась я".
Исходя из Арсенала, вижу как посетители Большого Антикварного салона садятся на древние диваны и кресла, чтобы сфотографироваться . Помню фразу Натали Заболотной "Антикварного салона ждут как Нового года".
Комментарии