На онлайн-дискуссии "Наше посткарантинное будущее: украинская киноиндустрия между адаптацией и новыми форматами" представители различных культурных учреждений обсудили, как карантин повлиял на киносектор и культуру в целом.
- У людей физически нет доступа к культуре, она перешла в онлайн, - констатировала модераторка Дарья Бадьйер. - Какой общий настрой в индустрии, с какими рисками столкнулись, как планируете выходить из этого?
- Кинотеатры закрыты, кинопрокат страдает, все ждут выхода из карантина. Не все кинотеатры могут пережить этот кризис, - говорит Денис Иванов, глава кинокомпании "Артхаус Трафик". - После окончания карантина кинотеатры не сразу заработают на полную. Может сохраниться масочный режим, опасения зрителей насчет массового похода в кино. Как следствие карантина, появилось смещение "окна" между кинотеатральным релизом и цифровыми премьерами. Они могут даже идти параллельно.
Когда в марте провели онлайн фестиваль европейского кино Euro Film Fest, увидели, сколько людей смотрит легальный контент в сети. Цифры в десятки раз меньше, чем было бы в кинотеатрах. Это другой зрительский опыт, он не заменяет совместный просмотр в кинотеатре. Также существует конкуренция с другими видами аудиовизуального продукта, в том числе пиратским. Если государство смогло быстро закрыть метро и остановить другие важные вещи, то должно сказать свое слово в регуляции пиратского рынка. Иначе не будет возможности монетизировать контент.
Увидели, сколько людей смотрит легальный контент в сети. Цифры в десятки раз меньше, чем было бы в кинотеатрах.
К сожалению, в Украине кинорынок маленький. У онлайн платформ мало зрителей, если сравнивать с Netflix. Поэтому государство является ключевым игроком на кинорынке. Занимаемся продюсированием фильма Олега Сенцова "Носорог". Немецкие и польские кинофонды, где проект получил поддержку, не остановили свою деятельность. Надеемся, Госкино также будет поддерживать кинематографистов и кинособытия. Важно, чтобы продолжались съемки, проходили фестивали, конкурсы, хоть и в других форматах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Театралы оказались за бортом государства и жизни - директор "Дикого театра"
- У нас произошло несколько кризисов одновременно - секвестр бюджета, ситуация вокруг арестованных средств за долги, которые государство перед компанией Евроньюс, а это миллион евро, и карантин как стоп нашей традиционной производственной деятельности, - поделился Лукьян Галкин, исполнительный продюсер UA Культура. - Впервые имели бюджет развития, и сейчас имеем бюджет выживания. Мы оперативно отреагировали на закрытие для публичного посещения культовых сооружений и запустили ряд религиозных трансляций, застраховали людей от массового заражения во время целования икон. Видим, что зрители смотрят еженедельные религиозные трансляции. Во время карантина у нас состоялась презентация книг Сергея Жадана - на телеканале и в диджитал. В интернете трансляцию посмотрело 59 000 человек, и это хороший результат. Вечером на канале показываем фестивальное зарубежное и украинское кино, которое имеет стабильные показатели. У людей появилась привычка смотреть такой контент.
Мы оперативно отреагировали на закрытие для публичного посещения культовых сооружений и запустили ряд религиозных трансляций, застраховали людей от массового заражения во время целования икон.
По производству кино у нас была инициатива копродукции, которая сейчас запрещена законодательно. Планировали начать систему питчингов, для воплощения наших идей искать внешних производителей. Только в этом году хотели выделить 200 миллионов гривен, а на ближайшие три года около полумиллиарда гривен. Сейчас этот вопрос уже не актуален.
- Наши события трансформировались в онлайн формат, - говорит Ольга Бирзул, руководитель направления "Кино" Украинском институте. - Проводим шоу-кейсы для иностранных экспертов на базе фестивалей. На Docudays был Doc Preview, куда отобрали шесть украинских проектов на финальной стадии. Состоялись питчинг с экспертами. Финалист получил 5000 евро на продвижение. Еще два шоу-кейса сделаем на киномаркете в Каннах. 5 украинских продюсеров примут участие во встрече, где собираются лучшие продюсеры мира. А в рамках секции Cannes Docs онлайн представим четыре документальных проекта.
- После секвестра бюджета забрали 40% запланированных средств, осталось около 450 миллионов гривен. Мы в стадии распределения средств. Есть обязательства по запущенным проектам, победителям предыдущих конкурсов. Собираем информацию, кто на какой стадии находится и сколько требует средств. Основные моменты после карантина для нас - не заморозить производство и чтобы можно было провести питчинг, - рассказал Артем Голосов из Госкино.
Онлайн-дискуссия состоялась в рамках Международного фестиваля документального кино про права человека Docudays UA.
Более 25 городов Украины приняли участие в акции в поддержку креативных индустрий и зрелищных мероприятий "Стоп культурный карантин". 12 мая в 22:00 на знаковых локациях включили устремленные в небо лучи света. В общем задействовали 5400 световых приборов.
Еще два украинских кинофестивале планируют провести онлайн.
VІІ Фестиваль искусства кино для детей и подростков Чилдрен Кинофест с 29 мая по 7 июня устроит показы на сайте фестиваля. В программе - семь фильмов конкурсной программы, в том числе украинская лента "Фокстер и Макс". Также прошлогодний победитель, анимация "Похищенная принцесса", финалисты конкурса детских фильмов и подборка короткометражек конца 19 - начала 20 века французского режиссера Жоржа Мельеса.
Из-за пандемии коронавируса COVID-19 и связанными с ней карантинными ограничениями во всем мире Одесский международный кинофестиваль в 2020 году впервые состоится в онлайн-формате. Кроме того, изменены даты проведения 11-го ОМКФ: фестиваль будет проходить не традиционно в июле, а осенью - с 25 сентября по 3 октября. Кроме онлайн части, в рамках фестиваля планируется проведение в Одессе традиционного open-air киноперформанса на Потемкинской лестнице.
ЦИФРА
450 млн гривен из 750 млн осталось в этом году на государственную поддержку кинематографии.
Из них
- 121, 786 млн. грн выделено на производство документальных, просветительских, анимационных и детских фильмов, авторского кино и дебютов (до 100% общей сметной стоимости)
- 186,282 млн. грн выделено на производство фильмов объемом не более 80% общей сметной стоимости при условии подтверждения заявителем наличия у него минимум 20% суммы
- 60 млн. грн на производство телефильмов и сериалов объемом не более 50% стоимости при условии подтверждения наличия минимум 50% суммы
- 20 млн. грн. на возврат части квалифицированных расходов, осуществленных иностранным субъектом кинематографии при производстве фильма (кэш-рибейты)
Такие суммы в распределении бюджета утвердил Совет по государственной поддержке кинематографии.
Комментарии