пятница, 08 февраля 2019 01:35

Как вырастить детей оптимистами
6

  Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве, но родителям очень нужно постараться, чтобы сделать ребенка пессимистом. Фото: ua.depositphotos.com
Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве, но родителям очень нужно постараться, чтобы сделать ребенка пессимистом. Фото: ua.depositphotos.com

Можно ли воспитать позитивный взгляд на мир? Или оптимизм — врожденное качество? Нельзя сделать однозначный вывод что больше влияет на формирование позитивного взгляда на мир – наследственность или среда, в которой растет ребенок.

Тоскливое настроение, утрата интереса к любимым играм и увлечениям, заниженная самооценка и чувство неуверенности в себе — пессимистичное, мрачное видение будущего чаще встречается у детей и подростков, чьи родители страдают от депрессии. Став взрослыми, они скорее всего чаще своих ровесников будут переживать депрессивное состояние, пишет psychologies.ru

"Маленькие дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг, - говорят психологи. - Они перенимают наши движения, действия, эмоции и даже отношение к миру. Общий жизненный настрой закладывается в самом раннем детстве, но родителям очень нужно постараться, чтобы сделать ребенка пессимистом. Посмотрите внимательно на самых маленьких детей: каждый из них от природы оптимист".

   Фото: ua.depositphotos.com
Фото: ua.depositphotos.com

Конечно, помимо установок, которые мы сознательно стремимся передать детям, есть множество вещей, которые передаются без нашего ведома. Поступки часто значимее слов: своим поведением, выбором в разных жизненных ситуациях мы предлагаем детям образцы отношения к миру.

"Мы воспитываем не только словами. Следует помнить, что даже самые маленькие дети всегда улавливают то, что мы на самом деле чувствуем. Ребенок делает первые шаги, он пытается все потрогать, до всего дотянуться, все схватить. Если мама в этот момент напряжена, постоянно ждет, что случится что-то плохое, у ребенка возникает ощущение того, что мир опасен. Если она спокойна, улыбчива, он чувствует себя защищенным, и мир кажется ему дружественным и интересным, хотя и не всегда понятным".

Что важнее в воспитании оптимизма — "Делай, как я тебе советую" или "Делай, как я делаю"? У каждого из нас свой ответ на этот вопрос и свои приемы.

Если ребенок испуган

 

"Если с сыном происходит что-то, что расстраивает, беспокоит или пугает его, я предлагаю ему рассказать не только о том, что случилось, но и о том, что он чувствует. Когда вижу, что его что-то сильно тревожит, я говорю ему, что на свете действительно существуют ужасные вещи, но прекрасных вещей в мире не меньше. И что все плохое нужно лишь для того, чтобы мы могли по-настоящему оценить хорошее".

Находить время для того, чтобы выслушать своих детей, поговорить об их чувствах и эмоциях, — значит помочь им справиться со своими страхами, тревогами и сомнениями.

Очень важно принимать ребенка непосредственно и искренне, пытаться понимать его и говорить с ним честно. Только в этом случае дети чувствуют родительскую поддержку. Родителям всегда нужно быть готовыми обсудить то, что беспокоит или огорчает ребенка, но нельзя навязываться, настаивать на откровенном разговоре — необходимы чувство меры и такт.

Важно не количество разговоров "по душам", не их регулярность, а совсем другое: ребенок должен знать, быть уверен, что родители выслушают его и поддержат, если он будет в этом нуждаться".

Найдите позитивную фразу, которую можно будет повторять: "Выход можно найти всегда" или "У каждой проблемы есть решение". Это тоже часть воспитания оптимизма: ребенок сможет "впитать" эту фразу, сделать ее своей и вспоминать в трудных ситуациях.

Побудить ребенка помогать другим, например, школьным товарищам — еще один способ дать ему испытать положительные эмоции и ощутить себя нужным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как правильно наказывать ребенка - советы психолога

Если ребенок расстроен

 

"Лет с пяти у сына чуть ли не каждый каждый выходной по вечерам случались приступы плача. Мы установили ритуал, который соблюдаем до сих пор: когда семья собирается за столом, каждый должен рассказать что-нибудь смешное — какой-нибудь анекдот, историю, забавный или нелепый случай, запомнившийся за последние дни. Воскресный ужин перестал быть источником стресса для всей семьи."

Предложить ритуал своему ребенку — значит дать ему позитивный ориентир. Зная, что произойдет в ближайшем будущем, ожидая его, ребенок может переключиться от настоящего момента, в котором он переживает страх или тревогу.

"В более общем смысле понятие "проектирование своего будущего" связано с оптимизмом; когда есть цель, за которую можно ухватиться, позитивный взгляд на жизнь преобладает. Поэтому так полезно обсуждать с детьми их мечты, их планы на отдаленное будущее и на более близкое время". Но при этом не стоит слишком на них давить — речь не о том, чтобы составить список личных достижений на несколько лет вперед.

Нейтрализовать страхи помогает юмор. Он дает разрядку, позволяет посмотреть на ситуацию со стороны, но не может заменить разговор с ребенком о том, что его тревожит. Его переживания не исчезнут, они просто станут выражаться по-другому. Понять их причины можно, лишь общаясь с ребенком, выслушивая и поддерживая его. Чтобы расти оптимистом, ребенок прежде всего должен быть уверен в себе и своей способности справляться с трудностями.

Если родитель не в духе

 

"Если вечером я не в духе, я прошу мужа заниматься дочерьми. Я говорю себе, что это единственный способ не передавать им мою "плохую" энергию..."

Искренность в чувствах гораздо лучше, чем вымученная улыбка. Дети улавливают наше дурное настроение мгновенно. Когда мы грустим, неплохо дать ребенку возможность пообщаться с кем-то, кто настроен иначе, но предварительно надо объяснить: "Мне сейчас немного грустно, так бывает, но это пройдет, я постараюсь, чтобы все наладилось". Беспокоясь за родителей, дети часто винят в плохом настроении взрослых именно себя.

Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут им перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у них самих они время от времени появляются."

Но ребенку не нужны подробности: рассказывать ему о своих проблемах - значит брать на себя риск сформировать у него тревогу, страх и склонность к депрессии. Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм - не столько в отношении своего, сколько их будущего. "Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жизни" - именно такие ободряющие слова в сочетании с проявлениями поддержки, любви и готовности выслушать в повседневной жизни придают ребенку веру в себя и свое будущее.

Если ребенок тревожится

 

"Когда я вижу, что моя дочь беспокоится о будущем, я предлагаю ей посмотреть на ситуацию в сравнении. Напоминаю ей о том, что другим детям, бывает, везет гораздо меньше, чем ей, что ситуации бывают разные и что только от нее зависит возможность эти ситуации исправить. Я говорю, что будущее может стать прекрасным, если поработать над этим".

Научить ребенка не драматизировать ситуацию просто необходимо. Трудность в том, чтобы найти верные слова. Знание того, что другие могут быть несчастнее, не поможет ребенку почувствовать себя лучше. Он должен научиться сравнивать себя не с другими, а с самим собой. "Сегодня тебе что-то не удалось, но вспомни прошлую неделю, когда у тебя все хорошо получалось, ты справился с трудностью, которая казалась тебе непреодолимой."

Цель не в том, чтобы показать ребенку, что ситуация различна для разных людей; надо, чтобы он увидел, как ситуация меняется во времени и в его собственной жизни". Ребенок, как и каждый из нас, нуждается в том, чтобы опираться на свои прошлые успехи и свой опыт решения проблем. Дело родителей - регулярно напоминать, что у него такой опыт есть.

Стараясь уберечь детей от переживаний и грустных мыслей, многие родители стараются избавить их от любых столкновений с реальностью: немедленно утешают, удовлетворяют все их желания или делают что-то за них. Этим взрослые оказывают детям плохую услугу.

Оптимизм - это жизненная сила, которой неудачи помогают развиваться в той же мере, что и успех. Поэтому не нужно лишать ребенка опыта фрустрации, когда он, не достигнув цели, испытывает сильные эмоции. Он должен почувствовать, что усилие имеет особую ценность - при условии, что родители умеют прислушаться к его проблемам и тревогам и его поддержать.

Интеллект и связанная с ним успешность в учебе способны помочь ребенку стать оптимистом. Это показало исследование канадского когнитивного психолога Ройвена Фейерштейна, разработавшего обучающую систему для детей, которым трудно дается школьный процесс.

В течение двух лет школьникам помогали развивать различные интеллектуальные навыки: анализ ситуации, поиск ошибок, планирование интеллектуальных действий, контроль над ними, эффективное запоминание. Перед психологами стояла задача повысить уровень интеллекта детей, но возник и дополнительный эффект: у школьников сформировалось чувство собственной компетентности. "Эти дети были пессимистами и по отношению к учебной ситуации, и по отношению к себе. А по мере выработки интеллектуальных навыков они стали жизненными оптимистами, прежде всего потому, что стали верить в себя".

Сейчас вы читаете новость «Как вырастить детей оптимистами». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть