Очень непросто любить ближнего, если он — целая страна. С другой стороны, очень просто найти формат для такой любви. У нас он пока что один: в знак поддержки того или иного государства все предлагают покупать товары его производства. Так было с Грузией, которую даже реклама предлагала любить исключительно в винно-коньячном контексте: в каждом супермаркете вдруг появился грузинский алкоголь — только успевай любить. Теперь многие предлагают любить Эстонию — в том же товарном смысле.
Так получилось, что эстонского производителя я поневоле поддерживал в течение нескольких лет. В магазине возле моего дома всегда продавали сосиски "Раквере". Других не было. При таких обстоятельствах я вынужденно и достаточно регулярно любил Эстонию. Когда же в газетах и Интернете появились призывы к более масштабным жестам в поддержку эстонского народа, я подумал, что ограничивать собственную гражданскую позицию покупкой сосисок не годится. Этой любви не хватает воспитанности. К тому же товарное кровообращение между нашими странами вряд ли радикально изменится от того, сколько кило эстонских сосисок я буду покупать.
Эти сосиски продавать не будут
Поэтому я решил, что нужно проявить свою солидарность в каком-то более культурном формате. После этого зашел в несколько книжных магазинов и поинтересовался, нет ли у них произведений эстонских писателей в переводе на украинский язык. Этот вопрос поставил книготорговцев в тупик. Так же тяжело найти у нас эстонский джаз или альбомы современных эстонских художников. Я убедился, что культурно поддержать Эстонию нет никакой возможности. Остались только сосиски. Впрочем, в магазине возле моего дома выяснилось, что и их не осталось. По каким-то причинам эти сосиски там вообще не будут продавать. И я теперь даже не знаю, как мне любить Эстонию.
Комментарии
17