Немецкий писатель Эрнст Юнгер через несколько недель после окончания Второй мировой выразил удивление, какая обычная внешность у Генриха Гиммлера. По его мнению, образ человека, который послал на смерть тысячи людей, должен был непременно быть дьявольский. А на самом деле человеческое подобие палача никак не отличается от образа "преждевременно уволенного на пенсию бывшего инспектора".
Суть этого наблюдения в том, что тоталитаризм - плод серой обыденности, мира служащих, клерков, конторских "крыс". Людей обычных, которые по большей части выполняют роль маленького звена в вертикальной системе приказов. Если мерить современными категориями, то в нашей ситуации именно класс "бюджетников" способен породить что-то действительно зловещее.
"Бюджетник" - существо, принципиально необходимое в любом государстве для поддержания его жизнеспособности. И для превращения в "гиммлера" ему нужно немного. Это хорошо видно, когда идешь сдавать отчеты, подавать декларации или устраивать детей в школу.
Я - не бумажная фабрика, и ничего не должен вам давать
В воздухе кабинета всегда висит напряжение, которое превращает обычный паспортный стол в камеру допроса.
- Мне надо выписаться, - говорю.
- Вы должны привести нового собственника.
Вы приводите нового собственника, а она просит показать квитанции за позапрошлогоднюю уплату коммуналки.
- Но ведь у вас все должно быть в базе!
Она долго меряет тебя взглядом как нежеланного гостя, который пришел к ней домой, и говорит:
- Хорошо, пишите заявление.
Ты просишь лист бумаги А4, а она:
- Я - не бумажная фабрика, и ничего не должна вам давать.
Ты выходишь на улицу, где белеет снег. В радиусе нескольких километров - ни одного чистого куска бумаги. В кармане рубашки - от пота растопленная дьявольская шоколадка. Она спасла бы мир от "гиммлера", но теперь уже совсем никому не нужна.
Комментарии
14