Первый серийный электромобиль в Советском союзе начали выпускать Львовском автосборочном заводе в 50-х годах прошлого века.
После этого электротранспорт строили еще в Запорожье, Харькове и других городах Украины. Однако, до серийного производства дело доходило очень редко, пишет Styer.
Для своего времени электрические грузовики львовского завода имели неплохие характеристики. Фургоны были оборудованы двумя электромоторами, размещенными сзади на поперечине рамы, крутящий момент передавался на задние колеса. Кузова электромобилей выполнили из алюминия и фанеры для максимального облегчения машин.
Электромоторы ЛАЗ‑750 развивали 5,7 кВт суммарной мощности. Их питали 40 аккумуляторов емкостью 200 А/час.
Максимальная скорость машины составляла 33 км/ч, а запас хода - до 50 км/час.
Старшая модель с индексом 751 перевозивший полторы тонны груза. Ее оснащали 42 аккумуляторами. Электродвигатели развивали в сумме 8 кВт. Максимальная скорость машины была меньше, чем в ЛАЗ-750, - 30 км/ч, а запас хода был немного выше - до 60 км.
Все 20 электромобилей отправили работать в Москву и Ленинград, где они исправно работали вплоть до 1958 года. Они хорошо справлялись со своей задачей, но в холодное время запас хода сильно падал. Батареи были недостатком электромобилей ЛАЗ. Тяжелые свинцовые аккумуляторы, установленные под полом фургонов, были очень тяжелыми и выдерживали всего 200-300 циклов зарядки. Их необходимо менять примерно раз в 20 тысяч километров, к тому же были довольно дорогими.
Оказалось, что электромобили в эксплуатации не так просты, еще и начальная стоимость машины выходила в 2 раза дороже бензинового аналога. Экономически невыгодный электромобильный проект в конце концов решили закрыть, тем более, что ЛАЗ к тому времени уже массово выпускал большие автобусы и для производства электротранспорта не было свободных производственных мощностей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинский прототип электромобиля представили в Монте-Карло
В 1970 специалисты Головного Союзного Конструкторского Бюро во Львове разработали уникальный автобус. Он был низкопольный и работал от 180-сильного ДВС и пары электромоторов, которые питались от генератора на 132 кВт.
Гибридный городской автобус был оборудован электрической трансмиссией, передающей крутящий момент на две задние оси. Несмотря на передовые технологии и прекрасные характеристики, в серию автобус не пошел.
В январе 2016 года на дороги Львова для тестовых испытаний вышел первый украинский электробус, выпущенный на львовском заводе "Электрон".
Электробус оснащен батареей, что обеспечивает ему запас хода в 220 километров. Разгоняется такой електробус до 70 км/час. 12-метровый низкопольный автобус способен перевозить одновременно 100 пассажиров.
В Харькове выпускали троллейвози и спортивные электромобили.Первые представляли собой тяжелые грузовики, которые питаются от проводов троллейбусных линий. Спортивные электромобили строили преимущественно студенты Харьковского автодорожного института.
О массовом производстве речь не шли ни в одном из этих случаев, но наработки, появившиеся при их создании, вполне можно использовать в серийных автомобилях и сегодня.
В конце 1952 года в одном из депо Харьковского трамвайно-троллейбусного управления построили так называемый троллейвоз - грузовая машина с электрическими двигателями, которые получают электроэнергию от троллей. Этот грузовик разработал Институт горного дела Академии наук УССР по заказу Главного управления промышленности нерудных ископаемых.
В сентябре 1952 года построили трехосный тролейвоз ЯАЗ-210Э ХТТУ. Грузовик получил электродвигатель мощностью 86 кВт, а вместо родной кабины установили переднюю часть троллейбуса. Хотя троллейвоз неплохо показал себя на испытаниях и даже послужил основой для создания в 1956 году еще 6 подобных машин, но в серию не пошел.
Харьковский автодорожный институт в 1961 году выпустил уникальный спортивный родстер с кузовом из стеклопластика ХАДИ-2. Его спроектировало и построило студенческое конструкторское бюро института. Кузов не имел дверей и был изготовлен путем выклейке из стеклоткани в 10 слоев.
Сначала автомобиль оснащался двигателем и сцеплением от мотоцикла М-72. Позже мотоциклетный мотор заменили на электрический. На Выставке Достижений Народного Хозяйства в Киеве и Москве харьковский электрический родстер завоевал награды за передовые технологии в конструкции автомобиля.
Следующим электромобилем харьковской разработки и первым стал рекордным ХАДИ-11Э, выпущенный в 1972 году.
В 1973 году во время заездов на автополигоне "НАМИ" в Дмитрове, электромобиль ХАДИ-11Э стал обладателем сразу трех всесоюзных рекордов. Первый рекорд получили за максимальную скорость на дистанции 0,5 км с места - электрокар разогнался до 93,7 км/час. На дистанции 1 км с хода машина разогналась до 145,7 км/час. Оба рекорда превышали мировые достижения. При старте с места ХАДИ-11Э проезжал 1 км со средней скоростью 109,1 км/час. Позже в Харькове создали ХАДИ-13 Э, ХАДИ-21Э и ХАДИ-28 Э.
В 1973 году в Запорожском машиностроительном институте на базе модели ЗАЗ-968 был создан опытный электромобиль. "Электрозапорожец" оснастили электродвигателем мощностью 4 кВт, который позволял развивать максимальную скорость в 60 км/час.
В 1994 году Запорожский завод представил прототип автомобиля 1109 ЗАЗ Таврия Электро на базе ЗАЗ 1102-60. В движение автомобиль приводил электродвигатель максимальной мощностью 25 кВт. С помощью механической 3-ступенчатой трансмиссии крутящий момент передавался на переднюю ось машины. Максимальный запас хода на одном заряде батарей составил 140 км, а для полной зарядки батареи емкостью 160 А/ч потребовалось 8 часов. Максимальная скорость машины достигала 90 км/час.
Система рекуперативного торможения, позволявшая экономить до 15% заряда свинцово-кислотных батарей. Такие батареи выдерживают около 400 циклов зарядки, обеспечивая межсервисный пробег без замены батарей до 40 тысяч километров. Также на базе "Таврии" создали гибрид.
В этом году украинцы представили в Монако первый украинский электромобиль, получивший имя Synchronous. Создатели чудесного электромобиля-кареты со всей серьезностью заявляют о намерении наладить серийный выпуск машины.
Комментарии