На саммите НАТО в Вильнюсе Украина не получила ожидаемого приглашения на вступление в Альянс. В частности, причиной может быть слишком нахрапистое поведение украинских властей. Вместо "Плана действий по членству" будем иметь "адаптированные годовые национальные программы", что фактически то же самое. Ускоренную финско-шведскую программу вступления не получим. Нам нужны реформы в сфере гражданского контроля над силовыми структурами, судебная реформа и лишить СБУ несвойственной функции экономического давления. НАТО боится прямой войны с Россией, поэтому отказывает нам во вступлении, а для нас членство в Альянсе – единственный путь остановить войну с Россией. Об этом Gazeta.ua рассказал политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач.
Какие положительные и отрицательные итоги саммита НАТО в Вильнюсе?
Главный итог, что саммит состоялся, поддерживаем контакты. Наиболее положительный момент – объявление оборонно-безопасной помощи от стран НАТО Украине. А также подписание декларации с Большой семеркой об усилении украинской обороноспособности.
По негативу – не удалось продвинуться в вопросе обретения членства и даже не получили приглашения.
Отлично, что состоялась личная встреча между президентами Владимиром Зеленским и США Джо Байденом. Они могли обсудить все вопросы, не только вступления Украины в НАТО, но и более широко – двусторонних отношений между странами.
Почему Украина не получила официального приглашения в членство? Был ли шанс получить?
Шанс был, но зависел не от Украины, а от Штатов. От того, кто дает. Представители украинских властей, по-видимому, были слишком настойчивы в данном вопросе, чем раздражали американскую сторону.
Взять приглашение вступления в НАТО нахрапом Украине не удалось
Кроме стратегических расчетов был психологический момент. Взять приглашение вступления нахрапом Украине не удалось. Теперь следует переходить к систематической длинной осадке для достижения цели.
Президент Байден упоминал об условиях "большей демократии". Какие главные шаги по реформам должна сделать Украина, чтобы стать ближе к НАТО в сфере демократии и борьбы с коррупцией?
Все реформы давно известны и озвучены. Под условиями американцы подразумевают внутренние реформы в Украине. Не только безопасность, о которой говорит президент Зеленский – прекращение войны. Но также внутренние преобразования и совместимость с другими странами-членами НАТО. Прежде всего, речь идет о реформе правосудия. Мы об этом много говорим не только в контексте вступления в Альянс, но и европейской интеграции.
Для интеграции в НАТО требуется гражданский контроль над силовыми структурами и лишение СБУ несвойственной функции экономического давления
Также подразумевается вопрос гражданского контроля над силовым и сектором безопасности Украины. Речь идет не только о дальнейших изменениях в ВСУ, но и гражданском контроле над спецслужбами. Прежде всего, нужна еще не начавшаяся реформа СБУ. Речь идет об изъятии от них несвойственных функций – должны заниматься безопасностью и контрразведкой, а не экономическими вещами, не обысками бизнесменов и предприятий.
Среди этих требований также необходимость полноценного функционирования демократии. Есть в последнее время досадные случаи – преследование местного самоуправления, отстранение с нарушением демократических норм избранных мэров от исполнения обязанностей, использование судебной системы в политических целях. Это плохо для ситуации внутри страны и плохо выглядит со стороны. Ведение войны не оправдывает таких действий, к которым прибегает власть.
Существуют также оговорки о злоупотреблениях властью в целях политической борьбы с оппонентами, а не национальной безопасности.
Что это будут за гарантии безопасности для Украины, которые получили от стран "Большой семерки", и что они дадут в плане защиты от России?
В данном случае неправильно употреблять слово "гарантии". Кстати, в декларации, подписанной странами "Большой семерки", нет этого слова. Это с подачи Офиса президента так называют. По сути, речь идет об усилении обороноспособности Украины со стороны крупнейших демократических промышленных стран мира.
Эта декларация носит рамочный характер. Она не конкретна. Но предполагает заключение двусторонних соглашений между этими странами и Украиной. Страны "Большой семерки" планируют взять на себя обязательство усилить нашу обороноспособность оружием, боеприпасами, техникой, учениями, разведданными. Все требует выделения денежных средств с их стороны.
Однако это не предполагает непосредственного участия этих стран в обороне Украины. Но усиление нашей обороноспособности и реагирование на наши запросы по быстрой процедуре.
Есть фиксация того положения вещей, которое существует сегодня. Просто сейчас страны "Большой семерки" помогают нам добровольно и по просьбе Украины, а в будущем будут обязаны это делать.
Сейчас нам могут отказывать под предлогом, что "у нас этого нет". Подписание двусторонних соглашений сделает запросы обязательными для рассмотрения. То есть, будет не как Будапештский меморандум (международное соглашение, заключенное 5 декабря 1994 года между Украиной, Россией, Великобританией и США о гарантиях Украины в связи с обретением ею неядерного статуса. – Gazeta.ua), чем является сама декларация "Большой семерки", а как двусторонние договоры, по которым стороны взяли на себя обязательства.
По этим договорам, в Украины тоже будут обязательства. Они будут касаться демократического контроля над сектором безопасности и обязанности проведения внутренних реформ.
Взамен на наши обязательства по политическим реформам Запад будет усиливать нашу обороноспособность и делать так, чтобы мы могли самостоятельно обороняться от российского нападения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто возглавит следующий бунт в России?
Украине разрешили идти в НАТО без ПДЧ – это ускоряет наше движение к членству?
Здесь тоже есть определенное недоразумение. Нам говорят об отмене "Плана действий по членству в НАТО", который и не был предоставлен нам. Невозможно отменить то, чего не было.
Путь Украины в НАТО будет якобы сокращен без выполнения этого этапа. Но вместо этого, не до конца понятно, каким будет этот путь.
Нам сказали, что вместо ПДЧ Украина будем выполнять так называемые "адаптированные годовые национальные программы" – ГНП.
Вместо ПДЧ Украина будет выполнять "годовые национальные программы", что, по сути, то же самое
Дело в том, что ПДЧ как раз состоит из таких ГНП. Это основная их составляющая. Оценивать исполнение ГНП будут министры иностранных дел стран-членов НАТО. Фактически они бы также оценивали выполнение ПДЧ. В принципе, заменили слово, а суть, скорее всего, будет такой же. И времени займет столько же, сколько путь через ПДЧ.
Для государств, успешно выполнивших ПДЧ и вступивших в НАТО, это заняло 3-5 лет. Для тех, кто не укладывался в такие сроки, могло пройти и 16 лет. Как пример, Северная Македония, исполнявшая ПДЧ более 10 лет. Хотя у нее были свои причины – спор с Грецией по поводу названия государства.
Какие будут преимущества от создания Совета "Украина-НАТО"?
Преимущество того, что Венгрия не сможет заблокировать заседание по инициативе Украины в рамках НАТО. В другом плане будут такие же встречи, которые были бы в рамках Комитета "Украина-НАТО".
Наш президент говорит, что это инструмент интеграции. Не думаю, что так. Скорее, таким будут ГНП. А Совет будет местом для консультаций. То есть, будут регулярные встречи, пока Украина не станет членом Альянса и не начнет заседать за одним столом в формате Североатлантического совета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разбитые "кадыровцы" и ужасы в СИЗО Донецка: история "азовца", который почти год был в плену
Сейчас нет ясности относительно условий будущего членства Украины в НАТО. В частности неизвестно, когда и кем они будут сформулированы, сказал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Это скепсис по поводу перспектив нашего будущего членства в Альянсе?
Скорее скепсис по итогам саммита в Вильнюсе и его результатах – отсутствие приглашения для Украины здесь и сейчас. Очевидно, украинской стороне непонятно, и она не проинформирована о том, как будет сформулирован этот адаптированный ГНП. Что он будет содержать, как предполагается ее выполнение и оценка.
Украина не смогла добиться себе процедуры вступления по модели Финляндии и Швеции. А вот упоминание об адаптированном ГНП означает отказ нам в финско-шведской модели ускоренного вступления. Насколько будет продолжительна процедура вступления через ГНП, нам пока не сказали.
Вынос: Существует риск, что США могут предложить России мир в обмен на отказ Украине вступать в НАТО. Но это будет невозможно, если на такое не согласятся в Киеве и Москве
Боятся ли США войны с Россией, и есть ли риск, что они готовы договариваться с Москвой о будущем членстве Украины в НАТО?
Риск есть. Этот вариант на столе у наших западных партнеров. Прежде всего, в США как глобального игрока. Они рассматривают все варианты и не отказываются ни от одного. Но не думаю, что такой вариант возможен и может быть реализован. Этого могут не захотеть ни Украина, ни Россия. А без согласия участников процесса реализовать такой обмен, отказ от вступления в НАТО в обмен на мир, невозможно.
Какой шанс, и какими аргументами мы могли бы убедить США и Германию, чтобы они захотели видеть Украину в НАТО до саммита Альянса в Вашингтоне в 2024 году?
У нас сложились такие отношения с партнерами, что уже перепробовали все доводы. Их скорее могут убедить сделать такой шаг, дать нам конкретную перспективу членства, не так Украина, как действия России. Новые выходки российских лидеров, новые преступления российской армии или внутренние процессы в РФ, которые сделают очевидным ее слабость и невозможность возразить против членства Украины в НАТО. Это может стать толчком для наших партнеров принять соответствующее решение и взять нас под зонтик Североатлантического союза.
Для нас членство в НАТО – это прекращение войны с Россией, а для Альянса – риск войны с Россией
То есть, может убедить аргумент о "невозможности войны между НАТО и Россией"?
В НАТО не верят в такую невозможность. Для нас членство в НАТО – это прекращение войны, потому что не верим, что Россия будет ее продолжать против всего Альянса. Наше рассуждение довольно рационально. Но в Альянсе видят в членстве Украины именно риск войны с РФ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда украинские пилоты на F-16 закроют небо
Что важное из оружия для фронта и защиты украинского неба Украина получит по итогам саммита?
Получили целый список оборонной помощи, о котором объявили на саммите. Из того, что бы отметил, дополнительные пусковые установки систем ПРО Patriot от немцев, и дополнительные установки NASAMS.
Важно, что было объявлено о начале обучения наших пилотов на самолетах F-16. Жаль, что так долго откладывали, и до сих пор еще не начались тренировки. Но процесс последовал. Хорошо, что на уровне НАТО его тоже согласовали.
Когда в украинском небе могут появиться F-16 и приблизились ли мы к этому по итогам саммита?
Наши партнеры сделали определенный символический шаг в этом направлении. Это их работа. От нас здесь немногое зависит. Мы были готовы учиться и раньше. Из того, что объявлено, следует, что примерно через полгода после начала учений самолеты F-16 смогут появиться в нашем небе.
Если начало учений будет в августе или начале сентября, то самолеты появятся не раньше, чем в феврале-марте 2024 года. То есть, под возможный следующий сезон наступления.
Почему США не готовы дать Украине дальнобойные ракеты ATACMS после передачи британских Storm Shadow и обещания передачи французских SCALP-EG?
Из того, что есть в открытом доступе, и, по словам Кулебы, следует, что у США просто нет соответствующих объемов этих ракет, чтобы их массово поставлять в Украину.
Эти ракеты США задействовали по другим направлениям. Америка – глобальная сила. Их армия присутствует в разных уголках Земли. У них есть союзники в НАТО и вне него, которых нужно защищать. Такое оружие может быть размещено в Южной Корее или на Тайване. Может быть, небольшие партии нам поступят. Очень удивительно, почему США не запустили производство этих ракет в течение года, пока продолжаются дискуссии об их предоставлении. Очевидно, существуют проблемы с производством.
Комментарии