Мнения на сайте The New York Times директора Евразийской программы нераспространения ядерного оружия в Центре исследований нераспространения имени Джеймса Мартина в Монтерее, США, Ханны Нотте
Пока Израиль и ХАМАС вступают в войну, Россия здесь была скорее незначительным игроком, чем главным действующим лицом. Нет никаких доказательств, что Москва напрямую способствовала жестокому нападению ХАМАС на Израиль 7 октября, несмотря на некоторые предположения. В дипломатическом плане Кремль тоже имел небольшое значение.
Прошедшая неделя показала его периферийный статус. В то время как президент Джо Байден ездил в Израиль в рамках интенсивной челночной дипломатии США на Ближнем Востоке, Владимир Путин, ожидая почти 10 дней, чтобы предпочесть телефонный звонок премьер-министру Израилю Беньямину Нетаньяху, но вместо этого направился в Пекин. В ООН российские официальные лица жаловались на жертвы среди мирного населения во время войны и настаивали на гуманитарном прекращении огня.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Москва несколько раз проиграла битву за Украину" - Евгений Глебовицкий
Не имея рычагов влияния на стороны конфликта, Москва не может организовать освобождение заложников ХАМАС или обеспечить гуманитарные коридоры, не говоря уже о прекращении боевых действий.
Однако, несмотря на ограниченное влияние, Россия становится главным бенефициаром войны. С минимальными усилиями Москва пожинает плоды регионального хаоса. В трех ключевых областях, а именно ее война против Украины, замыслы на Ближнем Востоке и глобальная война нарративов с западными государствами, Россия может выиграть от затяжного конфликта. Не делая многого, Путин получает то, что хочет.
События в Газе отвлекают западных политиков и общественность от войны в Украине
Во-первых, события в Газе отвлекают западных политиков и общественность от войны в Украине. Ведя жестокое контрнаступление, терпя неустанную российскую бомбардировку, Украина теперь должна делиться вниманием с Израилем и палестинцами. Опасения, что западные общества начали страдать от усталости от Украины, были реальными еще до 7 октября, и продолжают расти после.
Для России это может дать некоторую желаемую передышку от постоянного внимания к ее преступлениям против Украины. На прошлой неделе все взгляды были устремлены на Газу, а смертоносный российский ракетный обстрел Запорожья остался без внимания.
Израилю со временем может понадобиться оружие, которого сейчас не хватает Украине, включая боевые дроны и артиллерийские снаряды
Если внимания СМИ не хватает, то боеприпасов тоже. Байден пообещал, что США могут поддержать потребности в безопасности Израиля и Украины, и просит у Конгресса $105 млрд экстренного финансирования для их удовлетворения. Но Израилю со временем может понадобиться оружие, которого сейчас не хватает Украине, включая боевые дроны и артиллерийские снаряды. Попав в войну на истощение, которую она собственноручно создала, Россия, по-видимому, наслаждается появлением нового и сложного для США конфликта, изнуряющего силы ее противников.
Более того, война в Газе грозит отложить, если не сорвать, усилие Байдена нормализовать отношения между Израилем и Саудовской Аравией. Еще до этого месяца перед Вашингтоном возникла сложная задача согласовать разные требования сторон, связанные с гарантиями безопасности США, гражданской ядерной программой саудитов и судьбой палестинцев. Новый цикл насилия угрожает этой инициативе.
Это нравится Москве. Она рассматривала Соглашения Авраама, ряд договоренностей между Израилем и арабскими государствами, заключенных в 2020 году как американский проект, отодвигающий Россию на второй план.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Иногда Офис президента вредит международной политике" - Владимир Огрызко
Эти соглашения проложили путь к вероятной нормализации отношений израильтян с саудитами. Шаткость будущего этих договоренностей дает РФ больше, чем чистое удовольствие следить за борьбой Америки. Кремль имеет собственные планы ядерного сотрудничества с Саудовской Аравией, и надеется помешать развитию арабо-израильского оборонного партнерства против Ирана, более тесного партнера РФ.
Но самый большой выигрыш Россия может получить перед судом мирового общественного мнения. Кремль отказался назвать атаку 7 октября "терроризмом" и обвинил в эскалации политические ошибки Запада. Это сближает РФ с настроениями в большей части Ближнего Востока. Из призывами к защите всех гражданских и признания права Израиля на самооборону, вырисовывающихся за банальностью слов о мире, Москва намекает на свою пропалестинскую позицию. В освещении российских СМИ демонстрация страданий палестинцев в Газе занимает центральное место, а российские официальные лица уделяли внимание гуманитарным проблемам, избегая любой прямой критики ХАМАСа. Приверженность Москвы к палестинскому делу не нова, но Кремль теперь стал об этом говорить более открыто.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: $300 млн в день: сколько стоит война для РФ
Однако стремления России выходят за пределы Ближнего Востока. РФ представила свою войну против Украины как "антиколониальную" борьбу, чтобы положить конец глобальному доминированию Запада, пользуясь мощными нареканиями развивающихся стран на самомнение и лицемерие Запада. Реакция Кремля на войну в Газе, которая дистанцировалась от однозначно произраильской позиции Вашингтона, направленная на дальнейшее использование этих чувств. Для России усиление разочарования Западом и даже привлечение новых сторонников для вызова в мировом порядке было бы достижением, достойным риска огорчить Израиль. То, что такая позиция способствует напряжению в Европе – приятное побочное последствие.
В ООН Москва призвала созвать чрезвычайную сессию из-за атаки на больницу в Газе. Не важно, что она 20 месяцев атакует ракетами и дронами жилые дома и гражданскую инфраструктуру Украины.
Цинизм России в этом всем очевиден. В ООН Москва призвала созвать чрезвычайную сессию из-за атаки на больницу в Газе. Неважно, что она 20 месяцев атакует ракетами и дронами жилые дома и гражданскую инфраструктуру Украины. Однако в странах, охваченных гневом и страданием из-за военных действий Израиля в Газе, критика России подыгрывает пристрастным мыслям об Израиле и его западных сторонниках. На фоне того, что трещины между развивающимися странами и Западом расширяются, Россия не упустит возможности еще больше углубить раскол.
Поддерживая Украину последние 600 дней, а сейчас стоя с Израилем, западные лидеры пытались убедить остальной мир, что глобальный порядок под угрозой, и что демократические ценности тоже. Но пока Израиль и ХАМАС впадают в водоворот насилия, Запад далек от победы в битве нарративов. Война в Украине отошла на второй план. Возглавляемая США дипломатия на Ближнем Востоке находится в беспорядке. А Запад и остальной мир сталкиваются друг с другом над пропастью взаимного непонимания.
Учитывая такое положение вещей, Россия сделает все возможное, чтобы присвоить достижения.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии