Статья на сайте The Economits
Украинское контрнаступления скоро вступит в восьмую неделю. ВСУ освободили больше территории, чем РФ захватила во время многомесячного зимнего наступления возле Бахмута. Большинство украинских бригад, оснащенных западным вооружением, остаются целыми и не задействованы. Но прогресс более медленный и трудный, чем ожидалось, что разрушило надежды на скорый прорыв. Наступление превратилось в затяжную битву на истощение, которая, вероятно, продлится до осени.
Украина начала первые крупные атаки на юге 4 июня в районе Орехова в Запорожской области и в районе Великой Новоселки в Донецкой области, а также в районе Бахмута. Союзники месяцами проводили военные игры и симуляции, чтобы предсказать, как может развернуться атака. Они были осторожно оптимистичны. Думали, что есть шанс на быстрый прорыв, который приведет к прогрессу, подобному к тому, что его Украина добилась в Харьковской области в прошлом году. Но такой исход зависел от безупречного выполнения Украиной своей миссии, и от развала обороны России.
Украина сразу столкнулась с проблемами. Ее бригады с западным оружием увязли на минных полях. Сейчас сдерживает бронетехнику и посылает небольшие отряды пехоты для медленного продвижения
Ни того, ни другого не произошло. Украина сразу столкнулась с проблемами. Ее новые бригады, оснащенные западным оборудованием, увязли, иногда на минных полях, и стали мишенью для российской артиллерии, противотанковых ракет, ударных вертолетов и барражирующих боеприпасов. Украина ответила изменением тактики. Сейчас она сдерживает бронетехнику и посылает небольшие отряды спешенной пехоты, часто не более 20 солдат, для медленного и неуверенного продвижения. Результат – шлифовка фронта.
Отчасти медленный прогресс отражает масштаб задачи для ВСУ. Российская оборона местами имеет глубину 30 км, изобилует окопами, противотанковыми ловушками и усеяна минами. Большинству армий НАТО будет сложно пробить сопоставимые рубежи без полного господства в небе, чего в Украины, к сожалению, нет.
Другая проблема - Россия установила более сильную оборону, чем ожидалось, проводя мобильные и быстрые контратаки в ответ на наступление Украины, а не ограничиваясь траншеями и стационарными позициями. Военный эксперт Роб Ли недавно побывавший на передовой, отмечает, что российская армия не только грамотно выполнила свою доктрину, но и ввела новшества. Например, установив несколько противотанковых мин друг на друга для уничтожения транспортных средств.
Неспособность Украины прорвать российские рубежи отчасти связана с оборудованием - ей нужны комплекты для разминирования, системы ПВО и противотанковые ракеты, способные отражать контратаки России с большего расстояния. Воздушная мощь очень помогла бы, но западные самолеты прибудут не скоро. В любом случае, те горстки F-16, которые ожидаются, не дадут Украине господства в небе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад будет усиливать нашу обороноспособность" - Владимир Горбач о саммите НАТО
Однако Украина могла бы лучше использовать имеющееся у нее оборудование. Ли описывает случай, когда наступление украинской бригады было задержано на пару часов, до рассвета. Это не только свело на нет преимущество Украины в системах ночного видения, но и означало, что сопровождающий артиллерийский обстрел прекратился на несколько часов раньше, чем должен был. Русская пехота и противотанковые отряды, которые должны были быть подавлены артиллерийским огнем, смогли атаковать. Многие такие украинские штурмы были остановлены еще до того, как достигли основных минных полей.
Это неумение координировать сложные атаки с участием нескольких подразделений, использующих разные виды оружия, неудивительно. Новые бригады Украины формировались в спешке на незнакомой технике. Мобилизованным дали месяц обучения в Германии. По словам Ли, они с трудом справляются с такими задачами, как разведка, поскольку новые подразделения теряют ориентацию в ночное время. Координация также была проблемой из-за путаницы в отношении того, где что заминировали дружественные подразделения.
Невозможно сказать, говорит Ли, как бы вели себя украинские силы, если бы их западные партнеры лучше экипировали и обучили их прошлым летом, а не ждали до января. Если бы Украина начала наступление весной, как призывали многие ее союзники.
Украина "не отстает от графика катастрофически", заявил 11 июля британский министр обороны Бен Уоллес. Он добавил, что в некоторых местах украинская армия находилась менее чем в 300 метрах от главной линии обороны РФ, при этом удерживаемые Россией города все чаще попадают в зону действия ракетных установок HIMARS.
Киеву не нужно опасаться серьезного российского наступления
Оптимисты указывают на три фактора в пользу Украины. Во-первых, Киеву не нужно опасаться серьезного российского наступления, несмотря на незначительные успехи россиян в северной части Луганской области в последние дни.
"Сейчас мало шансов, что российские силы вновь наберут обороты", — сказал Ричард Мур, глава MI-6, британской службы внешней разведки.
Во-вторых, решение России обороняться, а не отступать к подготовленной обороне, замедлило продвижение Украины, но также оставило Россию с небольшим мобильным резервом в тылу, что было подчеркнуто маршем Евгения Пригожина на Москву в июне.
Российские резервы на исходе. Если Украина прорвется на открытую местность, сможет быстро пройти вперед
"Российские резервы на исходе. Ротация частей с фронта невозможна. Если Украина прорвется на открытую местность, сможет быстро пройти вперед. Возможно, прорваться более окольными путями, а не лобовой атакой в Запорожской области. Хотя пока шансы Киева достичь Азовского моря тускнеют", - отметила в этом месяце глава эстонской военной разведки, полковник Марго Гросберг.
Третий фактор - Украина подрывает основу боевой мощи России. 11 июля в результате украинского удара в Бердянске погиб российский генерал Олег Цоков, что позволяет предположить, что ВСУ успешно атаковала командные пункты. В последние дни Украина также использовала британские ракеты Storm Shadow для нанесения ударов по авиабазам и складам боеприпасов, в том числе в Крыму. По словам Уоллеса, в результате одного такого удара было уничтожено 2500 тонн боеприпасов. В то же время Украина все чаще наносит удары дронами по Москве. Последняя атака 24 июля. Это должно подорвать авторитет Кремля и разжечь оппозицию войне.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто возглавит следующий бунт в России?
Из-за провала первоначальных попыток Украины прорваться в войне преобладает истощение. Такие войны измеряются не отвоеванными километрами, а менее заметными факторами - относительный уровень потерь и слаженность каждой армии.
Украинская армия очень мотивирована и, благодаря решению США дать кассетные боеприпасы, хорошо оснащена, чтобы продолжать наступление дольше, чем предполагалось изначально. Определенно осенью. Российская армия чувствует себя комфортно в обороне и воспользуется временем для строительства новых укреплений, но по-прежнему остается хрупкой.
"Они определенно истекают кровью. Российский фронт может развалиться", — говорит западный чиновник, знакомый с ситуацией.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разбитые "кадыровцы" и ужасы в СИЗО Донецка: история "азовца", который почти год был в плену
Некоторые американские и европейские военные утверждают, что командиры ВСУ слишком осторожны. Они наносят слабые удары новыми бригадами. Военные считают, что Украина совершила ту же ошибку в прошлом году в Херсонской области, когда десятки тысяч российских военных отошли через Днепр со своей техникой. Украинских командиров раздражает мысль, что они должны рисковать своей армией в обстоятельствах, с которыми никогда не сталкивались генералы НАТО.
В этом смысле меняющийся характер наступления, от быстрых атак к более терпеливому подходу, отражает военную реальность и более глубокий сдвиг в идентичности. Плавная маневренная война всегда была натяжкой для силы, собранной за несколько месяцев. Идет перемалывание сил с обеих сторон.
Украинские младшие командиры, наблюдавшие, как последние 18 месяцев потрошили их подразделения, отказываются отправлять армию из гражданских на мясорубку, как это делала Россия в Бахмуте
Украинские младшие командиры, наблюдавшие за тем, как последние 18 месяцев потрошили их подразделения, отказываются отправлять свою новую армию из гражданских на мясорубку, как это делала Россия в Бахмуте. По мере того как Украина стала более европейской, предположил Уоллес, она приобрела "западноевропейскую осторожность".
Положительный момент такого неприятия потерь - многие украинские подразделения в лучшей форме, чем предполагали планировщики. Предполагалось, что бригады, штурмовавшие позиции россиян, останутся лишь на треть от своего первоначального состава. Отчасти благодаря хорошо бронированным западным машинам, они пережили гораздо более легкий удар.
Если ВСУ хочет избежать дорогостоящих лобовых атак, в Украины нет иного выбора, как измотать российскую армию, насколько это возможно, используя преимущество в высокоточном оружии большой дальности при поддержке обширной западной разведки.
"Это будет долго, тяжело и кроваво. И, в конце концов, увидим, где окажутся украинцы", — заключил о перспективах украинского наступления генерал Марк Милли, председатель Объединённого комитета начальников штабов США.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии
9