Статья в издании Foreign Affairs
За последний год Китай извлек выгоду из войны России против Украины, став одним из немногих бенефициаров конфликта. Он позиционирует себя как взвешенный миротворец, получая при этом существенные рычаги влияния на РФ.
Пекин был самым заметным и последовательным сторонником Москвы в войне, пообещав "безграничное" партнерство России незадолго до вторжения и помогая сохранить российскую экономику военного времени на плаву. Растущая зависимость Москвы от Пекина была прибыльной и полезной для Китая, и эта экономическая зависимость, вероятно, будет продолжаться и углубляться.
Риторическая приверженность Китая "многополярности" в геополитике побудила многие страны Глобального юга оставаться в стороне от войны, не желая объединяться на стороне Украины.
Сейчас Китай продвигает свой "мирный план" для Украины - совершенно нереалистичное предложение, которое почти исключительно отвечает интересам РФ. Примечательно, что план не содержит требования о выводе российских войск из Украины. Какими бы ни были недостатки этого плана, он все же позволил китайскому лидеру Си Цзиньпину представить себя дипломатическим посредником и позиционировать Китай как игрока, который может играть свою роль в разрешении войны и возможной реконструкции Украины.
Побежденная Россия не в интересах Китая. Кремль - самый важный партнер Пекина в противодействии международному порядку, возглавляемому США
Китай не хочет оставаться в стороне до бесконечности. Побежденная Россия не в интересах Китая. Кремль - самый важный партнер Пекина в противодействии международному порядку, возглавляемому США. Несмотря на многие различия, Китай и Россия объединили усилия для продвижения альтернативного порядка со своими правилами войны и мира, собственными финансовыми центрами и многосторонними институтами.
Унижение России в Украине подорвет этот нарратив, предоставив США большую свободу действий, чтобы сосредоточить энергию и ресурсы на соперничестве с Китаем.
Чтобы предотвратить такой исход, Китай мог бы предложить России спасательный круг, помимо экономической и моральной поддержки, и снабдить партнера смертоносной военной помощью. Он мог бы сделать это, чтобы продлить войну, предотвратить поражение России или ускорить ее победу. Китайская помощь может быть тайной, то есть разработанной так, чтобы ее не обнаружила разведка США. Участие Пекина может быть также открытым. Публичное объявление о поставках оружия означало бы союз с РФ, а вступление Китая в войну открыло бы новую главу в международных делах, превратив войну в Украине в глобальную, и положив начало гораздо более враждебным отношениям между Китаем и Западом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Лучшая гарантия дальнейших поставок оружия – украинские победы на поле боя"– Рассел Берман
США, привыкшие внимательно следить за Китаем, назвали предоставление летальной помощи России "красной чертой". Вашингтон пригрозил серьезными последствиями. Вероятно, в виде экономических санкций, если Пекин перейдет эту черту.
США должны быть твердыми и последовательными, предостерегая китайских коллег от такого опасного курса действий. Но они также должны признать, что Китай будет нелегко запугать словами или угрозой дальнейших санкций Штатов.
Чтобы добиться успеха, европейцам придется дать понять Китаю, что любая военная поддержка РФ вызовет жесткий ответ ЕС. США и Европа должны напомнить КНР, что участие в войне не уменьшит поддержку Украины Западом, а подстегнет дальнейшую помощь Запада Киеву, повысив издержки для всех
В дополнение к ответу США, Европа должна сыграть важную роль в сдерживании вмешательства Китая в войну. Несмотря на оптику почтительного визита президента Франции Эммануэля Макрона в Пекин в апреле, стремление КНР получить доступ к европейской экономике остается основным источником рычагов воздействия ЕС. Даже если Китай убежден, что не может наладить отношения с враждебно настроенными Штатами, он знает, что ему есть что терять в Европе. Чтобы добиться успеха, европейцам придется ясно дать понять Китаю, что любая военная поддержка России вызовет жесткий и сплоченный ответ со стороны ЕС. США и Европа должны напомнить Китаю, что его участие в войне не уменьшит поддержку Украины Западом. Наоборот, вход Китая только подстегнет дальнейшую помощь Запада, повысив издержки и ставки для всех.
У Китая есть три интереса в отношении войны в Украине. Во-первых, предотвращение падения режима Владимира Путина. Россия с Путиным у руля - ценный актив для Китая. Он фигурирует в соперничестве Китая с Штатами в стиле холодной войны. Он обеспечивает дешевую энергию и значительные рынки сбыта для КНР. Пекин не хочет, чтобы Путина сменил менее дружелюбный лидер, и не хочет, чтобы внутренняя нестабильность в России была вызвана проигранной войной. Худший сценарий - фрагментация РФ, что может принести хаос к границам Китая, препятствуя способности китайцев торговать со Средней Азией, Южным Кавказом и Европой. Путин и Си согласны, что явное поражение России было бы недопустимо.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чтобы сделать Россию нормальной, ей следует отрезать "воювалку" - Иван Ступак
Китай также понимает, что война имеет последствия для международного порядка. Если война завершится на условиях Запада явной победой Украины, США определили бы войну как триумф своего международного порядка, правил и дипломатической проницательности. Это нанесло бы удар по стремлению Китая к новому мировому порядку с китайской или китайско-российской спецификой. Но если война затянется и продолжит способствовать инфляции и отсутствию продовольственной безопасности в мире, Китай может представить конфликт как свидетельство недостатков существовавшего международного порядка во главе с США. 30 лет американской гегемонии завели нас в тупик, может возразить Китай, в то же время изображая себя ответственным участником собственного альтернативного международного порядка. Китай рад продолжению войны, поскольку это удерживает внимание и ресурсы США в Европе, далеко от Индо-Тихоокеанского региона.
Пекин доволен, что Россия, Украина и Запад истощают себя в боях, но хочет иметь право голоса в мирном процессе позже и послевоенном экономическом ландшафте Украины
Третий интерес Китая в том, чтобы иметь значимую долю в последствиях войны. Пекин доволен, что Россия, Украина и Запад истощают себя в боях, но хочет иметь право голоса в возможном мирном процессе и послевоенном экономическом ландшафте Украины. У Пекина до войны были крепкие экономические отношения с Киевом.
Хотя Киев настаивает, что его сторонники в войне должны быть главными бенефициарами от возможностей, которые откроются с возрождением страны, Украина может, в итоге, обратиться к Пекину, чтобы тот помог справиться с огромными потребностями в ее восстановлении.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В Бахмуте сожгли российские резервы" - Иван Сичень
Масштабы этих интересов гарантируют, что Китай не будет пассивно позволять событиям в Украине развиваться так, как они идут. С отрицательной точки зрения, Китай пойдет на многое, чтобы помешать США добиться успеха в Украине. Если война и дальше пойдет плохо для России, Пекин поддержит Путина. С положительной точки зрения, Китай попытается вписать войну в свое видение регионального и международного порядка. И будет стремиться к расширению коммерческих связей с Украиной и ее соседями.
Китай может принять рискованное решение дать РФ смертоносную военную помощь. Такая поддержка может быть скрытной. Если эта помощь останется незамеченной или не будет окончательно обнаружена, Китай все еще может носить мантию миротворца. Она могла бы вбить клин между ЕС и США, если бы Вашингтон осудил Пекин за оснащение россиян и принял санкции, а ЕС не последовал примеру. Страны Европы, опасаясь экономического возмездия Китая, могут, в итоге, оставить Штаты ни с чем, разрушив Альянс.
Какую бы тайную поддержку Китай ни оказывал России, включая дроны, артиллерийские снаряды и боеприпасы, она не принесла бы России победы по той причине, что у РФ нет последовательного пути к победе
Какую бы тайную поддержку Китай ни оказывал России, включая дроны, артиллерийские снаряды и боеприпасы, она не принесла бы России победы по той простой причине, что у России нет последовательного пути к победе. Китайская помощь не может исправить неудачи российского военного руководства, низкий моральный дух военных и слабое стратегическое мышление Кремля. Но материальная помощь Китая могла бы многое сделать для продления войны, дать России тактическое преимущество на земле и убедить нервную российскую элиту, что Россия может продолжать боевые действия. Китайская помощь повысила бы готовность России вести длительную войну, защитив Путина от политических уязвимостей, вызванных катастрофой вторжения.
Предположим, что Китай пошел еще дальше и открыто вступил в войну на стороне России, не пытаясь скрыть поставки оружия в РФ. Такой шаг означал бы, что Китай бросает перчатку США и ЕС, отметая как пустяк любые западные угрозы экономических санкций. Участие КНР в войне неизмеримо поднимет ставки для Штатов и Европы. Победа России или частичная победа при поддержке Китая сделает Пекин игроком на более широком ландшафте европейской безопасности.
Объединение Китая с Россией потребует от США и стран Европы более серьезных военных обязательств перед Украиной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Для победы нужно провести три-четыре успешные наступательные операции" - Николай Саламаха
Открытая поддержка России противоречила бы публичным заявлениям лидеров КНР с тех пор, как Путин начал вторжение, но в таком шаге может быть стратегическая логика. Вступление в войну имело бы наибольший смысл в качестве предварительного отвлечения внимания перед запланированным вторжением на Тайвань месяцы или годы спустя. Ресурсы, которые западные страны вынуждены будут потратить в Украине - это ресурсы, которые они не смогут сразу направить на защиту Тайваня. Участие Китая в войне России отвлекло бы внимание от Тайваня и от Индо-Тихоокеанского региона. В этом сценарии конфигурация поля боя в Украине может не иметь большого значения для Пекина.
Но это также может иметь катастрофические последствия для Китая. Россия все еще может проиграть войну. До сих пор ее военная кампания шла от неудачи к неудаче, и на каждом шагу Украина превосходила ожидания. С китайскими отпечатками пальцев в войне, поражение России отразится на ее партнерах. Это побудило Китай оставаться в стороне, поскольку в Пекине пришли к выводу, что глупость и некомпетентность Путина не заслуживают ничего, кроме символической и ситуативной поддержки. Посол Китая в ЕС Фу Цун недавно объяснил, что "безграничная" дружба Китая с Россией "не более, чем риторика".
Китай также может потерять то, что получил в результате войны - привилегированное положение в мире. Оказывая России военную поддержку, он пополнил бы ряды государств-изгоев, таких как Иран и Северная Корея. Это ухудшит и без того враждебные отношения с Западом, за что придется заплатить значительную экономическую цену.
Помощь Китая будет не только означать молчаливое одобрение зверских атак России на мирных жителей, но и способствовать совершению военных преступлений. Помогая вести войну против страны, которая не сделала ничего, чтобы спровоцировать КНР, и с которой у Китая когда-то были нормальные отношения, Си создал бы отвратительный прецедент и вселил бы страх в страны, расположенные дальше от Украины. Стремясь подорвать позиции Запада, он сделал бы установление международного порядка во главе с Китаем гораздо более трудным.
Западная риторика не отвлечет Китай от его трех основных интересов в войне, и Си прекрасно понимает, что ему грозят санкции, если перейдет западные "красные линии", дав России смертоносную помощь. США и ЕС по-прежнему необходимо продвигать это сообщение в тандеме, подчеркивая, что Штаты и Европа выработают всеобъемлющий ответ Запада на любое вступление Китая в войну. Вместе с единомышленниками в Индо-Тихоокеанском регионе они выступят единым фронтом.
Война в Украине имеет для европейцев экзистенциальное значение, а воспрепятствование китайскому вмешательству - фундаментальный интерес Европы
Европейцы должны сообщить Китаю, что их неприятие любых китайских поставок смертоносного оружия в Россию - принципиальная позиция Европы, а не просто риторика правительств, подражающих США. Следует неоднократно заявлять, что война в Украине имеет для европейцев экзистенциальное значение, а воспрепятствование китайскому вмешательству - фундаментальный европейский интерес. Ввязываясь в конфликт, Китай потеряет Европу.
США должны убедить Пекин в терпении и непоколебимой решимости Штатов поддерживать военные усилия Украины. Демонстрация этой стойкости и приверженности делу Киева должна помочь Пекину более четко увидеть риски расширения войны.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии