Ексклюзивы
четверг, 15 мая 2008 11:48

Обнаружена сверхновая звезда в нашей галактике: ей всего 150 лет

Учёные утверждают, что обнаружили в нашей Галактике остатки сверхновой звезды, которая взорвалась всего около 150 лет назад. Об этом стало известно из статьи, опубликованной в британском журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. Ранее самый недавний известный взрыв сверхновой датировался 1680 годом.

По словам учёных, вспышки сверхновых происходят на последней стадии жизни некоторых типов звёзд, начальная масса которых в восемь-десять раз превышает массу солнца.

В процессе термоядерной реакции в звезде "выгорают" все лёгкие элементы, что приводит к резкому сжатию и охлаждению её ядра, а затем к взрыву, который по яркости может быть сопоставим с яркостью целой галактики.

После этого на месте взрыва сверхновой остаётся газопылевая туманность – это остаток сброшенной звездой оболочки, которая продолжает расширяться.

Астрономы говорят, что по скорости её расширения можно судить о том, как давно произошёл взрыв. Остатки сверхновой испускают рентгеновское и радиоизлучение.

В статье говорится, что в нашей Галактике известны всего шесть остатков сверхновых возрастом младше тысячи лет. Наиболее известны - Крабовидная туманность (остаток вспышки сверхновой в 1054 году, о которой в восточных летописях упоминалось, что по яркости она в шесть раз превзошла Сириус); остатки сверхновых, обнаруженных астрономами Тихо Браге (1572) и Иоганном Кеплером (1604); самый молодой из известных ранее остатков сверхновых - Кассиопея А (1680 год), который является самым ярким радиоисточником нашей Галактики.

По оценкам исследователей в Галактике должно вспыхивать около трёх сверхновых в столетие.

"Таким образом, мы должны наблюдать около 60 остатков сверхновых младше 2000 лет, в то время как их известно менее десяти, - пишут авторы статьи. - Эта хорошо известная нехватка и послужила толчком для нашей программы поиска с помощью рентгеновского телескопа "Чандра" молодых компактных радиоисточников".

Найденный астрономами остаток сверхновой имеет возраст около 100 лет. Впервые он был замечен в 1984 году в созвездии Стрельца с помощью радиотелескопа и получил обозначение G1.9+0.3. Уже тогда астрономы отметили его малые размеры и высокую яркость, что могло указывать на недавний взрыв.

Сообщается, что спустя 22 года астрономы вновь провели наблюдение этого объекта с помощью рентгеновского орбитального телескопа и установили, что за это время он расширился на 15%. Учитывая удалённость объекта и его размеры, учёные установили, что скорость расширения туманности составляет около 14 тысяч километров в секунду. Это позволило сделать вывод, что сверхновая взорвалась примерно 150 лет назад.

Также астрономы определили, что найденный объёкт находится недалеко от центра Галактики, на расстоянии около 8,5 килопарсека. При этом её наблюдение с помощью оптических телескопов затруднено из-за межзвёздной пыли и газа.

Однако пыль и газ прозрачны для радио- и рентгеновского излучения, которое излучает остаток, что и позволило учёным обнаружить сверхновую.

А в марте этого года астрономы зарегистрировали рекордную по мощности гамма-вспышку - хотя она произошла почти на другом конце Вселенной, её яркость даже в видимом диапазоне была столь велика, что вспышку можно было наблюдать невооружённым глазом, сообщает РИА "Новости".

Сейчас вы читаете новость «Обнаружена сверхновая звезда в нашей галактике: ей всего 150 лет». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua