четверг, 30 апреля 2009 15:10

В пределах нашей галактики нашли сотни черных дыр

Астрономы из США и Британии заявили, что на окраине Млечного пути, предположительно, находятся сотни черных дыр средней массы. До настоящего времени астрономам было известно лишь несколько подобных объектов, сообщает Science NOW.

При помощи компьютерного моделирования астрономы изучали процессы, происходящие во время слияния галактик. Согласно одной из теорий, крупные галактики формируются в результате длительного процесса слияния более мелких скоплений. При этом обычно предполагается, что черные дыры в центрах скоплений, если они в них есть, также сливаются.

В ходе своего исследования астрономы установили, что это не всегда так: речь идет о случае, когда одна галактика уже достаточно крупная, и в ее центре находится сверхмассивная черная дыра, а в центре соседней галактики - дыра с меньшей массой. В результате такого "соседства", гравитационное взаимодействие этих двух объектов может приводить к тому, что более легкий оказывается выброшен за пределы гравитационного поля более тяжелого.

Так, расчеты ученых показали, что набранной меньшим объектом скорости недостаточно для того, чтобы полностью покинуть пределы Млечного Пути. Поэтому черная дыра оказывается на окраине галактики, где начинает двигаться по собственной орбите вокруг центра галактики. Однако ученые отмечают, что подобные дыры не представляют опасность для Земли, поскольку, по расчетам, ближайший подобный объект может находится за тысячи световых лет от нашей планеты.

Как объяснили эксперты, изучение подобных дыр не только позволит подтвердить теорию постепенного формирования галактик, но также предоставит астрономам информацию о прошлом Млечного Пути.

Черные дыры - астрофизические объекты, которые создают настолько большую силу притяжения, что даже самые быстрые частицы не могут оторваться от их поверхности. Поиски черных дыр во Вселенной - одно из актуальных заданий астрофизики. Допускают, что черные дыры могут быть невидимыми компонентами некоторых двойных систем. Обнаружить их при этом можно по рентгеновскому излучению, которое возникает в результате перетекания газа на черную дыру из соседней (обычной) звезды. Допускают также, что в ядрах активных Галактик и квазарах могут быть сверхмассивные черные дыры.

Кроме черных ученые также исследуют белые дыры - гипотетические физические объекты во Вселенной, в область которых ничто не может войти. Белая дыра является временной противоположностью чёрной дыры.

Теоретически предполагается, что белые дыры могут образовываться при выходе из-за горизонта событий вещества чёрной дыры, находящейся в другом времени.

По материалам Лента.Ру, Gazeta.ua