Весной 1848 года Европу, в частности Австрийскую империю, охватили восстания. Эти события получили название "весна народов". Наибольшей провинцией империи была Галичина, полное официальное название - Королевство Галичины и Володимирии, со столицей во Львове. Она занимала территорию современных Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей, а также юго-восточную Польшу. В городах восточной части края преобладали поляки и евреи, в селах - украинцы (тогдашнее название - русины).
После вооруженного выступления в Вене 13 марта австрийский цесарь Фердинанд І распустил правительство князя Меттеринха, а на следующий день провозгласил свободу пресы и созыв Конституционного собрания. Во Львов известия о событиях в столице дошли спустя четыре дня.
- Хай живе конституція! - случалось, выкрикивал кто-то на улице.
- Хай живе з жінкою і дітьми, - добавлял какой-то еврей.
В селах говорили, что конституция - это польская княжна, на которой женился цесарь. Не смотря на это, новости из столицы львовские поляки восприняли с большим энтузиазмом. 19 марта в редакции популярного тогда журнала "Вестник мод парижских" устроили сбор подписей под петицией цесарю. В комнате на втором этаже дома было не протолпиться. " Тысячи хотели подписать, но едва сотый знал что, - вспоминал участник тех событий Людвик Яблоновский. - Каждый с радостью подписал бы даже свой смертный приговор, лишь бы впервые в жизни воспользоваться гражданским правом. Еще за несколько недель до этих событий, это грозило виселицей, теперь же, перед лицом европейской революции, выглядело исключительно мягким. В петиции цесарю было все: требование автономии, польских школ, судов, власти, упразднение цензуры, амнистии для политических узников".
Вечером петицию отнесли наместнику цесаря. 13 апреля львовские поляки образовали собственную организацию - Национальную раду. Ее заседания происходили сначала в монастыре доминиканцев, позже - в концертном зале театра. Печатным органом Рады была "Национальная газета". Национальная рада сформировала Национальную гвардию, которая должна была стать зародышем будущего польского войска. Гвардейцы носили мундиры цветов тогдашнего герба Галичины - синего и малинового, шлемы с серебряным одноглавым орлом. Обращались друг к другу "товарищ". Во Львове вновь созданная армия насчитывала три батальона пехоты, каждый из которых состоял из шести рот по 150 человек. Также существовала студенческая гвардия - шесть рот по 180 человек - и кавалерия из 120 лиц. Правда, собрать одновременно всех гвардейцев удавалось редко. Особенно во время летних каникул.
Пока наиболее активные львовяне готовили оружие, остальные нашли свои методы борьбы с ненавистными "шварцгельберами" (с немецкого - "черно желтыми"). Так называли чиновников из-за цветов государственного флага Австрии. Самыми распространенными наказаниями для местных бюрократов становятся "гусь" и "кошачья музыка". Тогдашний флешмоб описал участник Национальной гвардии Владислав Чаплицкий:
"Все стали так, что Мартинет не мог ступить ни шагу.
- Что вы от меня хотите? - спросил Мартинет, снимая шляпу.
- Что вы от меня хотите? - кланяясь, повторила в ответ толпа людей.
- Но позвольте! - сказал удивленно Мартинет.
- Но позвольте! - повторили все. Потом кто-то крикнул: "Иди!" "Иди!" - повторили все за ним. Мартинет, одев шляпу и прижав сильнее кипу бумаг, сделал шаг вперед.
Вслед за ним пошли все друг за другом, "гуськом". Пан Мартинет чихнул, чихнули все. Он приложил платок к носу и все, копируя его, сделали тоже. Он оглянулся, все повторили. Когда он приложил руку ко лбу, руки всех тоже потянулись вверх. Он ускорил шаг, все поспешили вслед за ним".
В селах говорили, что конституция - это польская княжна, на которой женился цесарь
Для "кошачьей музыки" - импровизированных концертов - собирались под окнами дома чиновника. "Когда одни разными тонами свистят, другие лают и воют, имитируя при этом псов разных пород и возрастов, - писал современник. - Третьи подражают голосам диких зверей и птиц, некоторые немилосердно бьют в жестянки, доски, и во все, что попадет под руку. Такую "музыку" играют ночью и только перед домом чиновников, заслуженных на поприще гнета и тирании жителей того или иного города, края или всего человечества".
"В моем доме жил один из наиболее ненавидимых криминальных урядников Воттава, - вспоминал львовянин Ромуальд Турасевич. - 16 апреля приходят ко мне двое "академиков" и говорят, что сегодня будет "кошачья музыка". Просят, чтобы я предупредил другого урядника, живущего у меня, что это не для него. Конечно, я согласился, уверяя, что если бы серенада состоялась под аккомпанемент оконных стекол, мне было бы очень приятно. И в самом деле, вечером все произошло по полной программе, полетело несколько стекол, после чего "академики" вошли в помещение президента апелляции Кронвальда, сумасбродного германиста. На следующий день Воттава попросил отпуск и, получив его "с целью поправки здоровья", бежал со Львова".
22 апреля, чтобы сделать своим союзником крестьянство, цесарь объявил циркуляр об отмене с 15 мая барщины. В июне состоялись первые демократические выборы в парламент Австрии. От Галичины выбрали 96 депутатов.
1 ноября поляки празднуют день всех святых. Предвидя возможные провокации во время скопления людей, руководитель Национальной гвардии Выбрановский собрал своих подопечных в помещении библиотеки Оссолинских и продержал до семи вечера. Лишь когда людей на улицах стало мало, опустил всех по домам. Но уже спустя час между гвардейцами и австрийскими солдатами произошло столкновение. Гвардейцы и мещане начали собираться в центре и строить баррикады.
Ночью состоялись переговоры между Выбрановским и командующим правительственными войсками Вильгельмом Гаммерштайном. Под утро договорились, что повстанцы разберут баррикады, а солдаты выпустят их из города. Однако после нового столкновения на площади святого Духа баррикады начали строить заново. "Столы, стулья, мебель выбрасывали из окон помещений, бочки и даже перевернутые повозки использовали для их строительства", - описывает события историк Юлиуш Старкель.
В десять утра Гаммерштайн отдал приказ начать обстрел центра Львова. Батарея более двух часов стреляла с горы Высокий Замок. Солдаты не обращали внимания даже на на белый флаг, который восставшие несколько раз поднимали над ратушей. В 12.30 огонь прекратили, воставшие сдались.
В результате обстрела погибло 55 человек разного возраста - 42 мужчин и 13 женщин. Еще 75 человек были ранены.
Значительно повредили ратушу, сгорело несколько десятков домов, в частности университет и его библиотека из 40 тыс. книг.
По условиям капитуляции, Национальная рада и Национальная гвардия были распущены. Закрыты все издания, кроме правительственной "Львовской газеты". Современники иронизировали, что после ноября 1848-го вместо демократии и свободы во Львове воцарилась холера. Эпидемия началась еще в августе. За год она забрала 42 тыс. жизней.
Значительную часть населения Галичины, особенно восточной ее части, составляли украинцы-русины. 19 марта поляки пригласили воспитанников греко-католической семинарии принять участие в подписании петиции цесарю. Прочтя ее, адвокат Кирилл Винковский отметил, что в ней нет ни одного упоминания о русинах.
- Москаль! Предатель! Нет тут русинов! - возмутились поляки.
После этого семинаристы, уже готовые подписаться, покинули помещение. Спустя месяц, 19 апреля, украинцы подготовили собственную петицию из семи пунктов. В ней в частности предлагали ввести преподавание на украинском языке в школах, где большинство учеников - украинцы, уравнять в правах греко-католическое духовенство с другими. А 2 мая образован аналог польского Национального совета - Главная русская рада. "Восстаньте, братья, но не к раздору и неповиновению! Будем тем, кем быть можем и должны, будем народом", - говорилось в ее первом воззвании.
Главная русская рада учредила свой печатный орган - газету "Зоря Галицька", ставшую первым украиноязычным периодическим изданием. Тираж первых ее номеров насчитывал 4 тыс. экземпляров, из них полторы тысячи расходились по подписке.
Обратился к цесарю с требованием, чтобы тот откупил ему волов
На виборах 5 июня из Галичины выбали 25 украинцев. Большинство из них составляли крестьяне, преимущественно неграмотные. Рассказывали, что депутат из Тысменицы Василий Петришин стирал свои портянки в венском фонтане и ходил на заседания парламента в постолах. Прославился на всю Вену тем, что обратился к самому цесарю с требованием, чтобы тот откупил ему волов, которых у него украли, пока он заседал в парламенте.
Украинцы активно участвовали в заседаниях сейма. Крестьянин Петр Гой из Залещик, несмотря на протесты австрийцев и поляков, выступал на украинском языке. А текст выступления Ивана Капущака из села Ляховцы напечатали ведущие европейские газеты.
Главная русская рада ставила перед собой задачу - добиться автономии для украинцев в составе Австрийской империи. Среди требований было разделение Галичины на две части - польскую и русскую. Символикой русинов стал древний герб Русского воеводства Речи Посполитой - на синем фоне золотой лев, взбирающийся на скалу. От него пошел и флаг из двух одинаковых полос - синей и желтой. Впервые его использовали в том же 1848-м. Галицкие украинцы также создали свою национальную гвардию, насчитывавшую 300 человек.
В ноябрьских событиях 1848-го украинцы активного участия не принимали. Это позволило Главной русской раде пережить Национальную. Она была распущена в 1851 году. Газета "Зоря Галицька" просуществовала до 1857-го, прекратив выход из-за нехватки средств.
Комментарии