Несмотря на постоянное реформирование образования ни один украинский вуз так и не может попасть в 100 лучших в мире уже несколько лет. Так, в недавнем рейтинге Топ-100 репутации мировых вузов, составленный британским изданием "The Times", не вошел ни один украинский университет. В него не вошел также ни один университет страны СНГ, кроме МГУ имени Ломоносова, занявший 33-е место. Первое место в рейтинге занял Гарвардский университет. Второе место досталось Массачусетскому технологическому институту, третье - Университету Кембриджа. Далее в десятке следуют Университет Калифорнии в Беркли, Стэнфордский университет, Оксфорд, Принстон, Токийский университет, Йель, Калифорнийский технологический институт.
Сергей Дацюк, философ, 46 лет.
Какие проблемы в современном образования?
- Основная проблема образования в том, что мы сейчас не знаем зачем она нам надо. Традиционно считается, что образование нужно для того, чтобы привлекать человека к обществу. Но изменения происходят так быстро, что мы успеваем лишь включить человека в прошлое общество. Поэтому образование должно не только социализировать человека, но и готовить его к будущему, которое всегда иное, чем настоящее и прошлое. Эти функции образование в Украине не выполняет. Переход к болонской глупости только закрепит эту систему. То есть мы нормализовали образование индустриального, массового типа и уничтожили все другие типы образования - родовую, ремесленую, образование на теоретической почве. Сейчас мы стихийно пытаемся освоить информационно-технологическое образование, но она не включена в Болонскую систему.
Что вы бы посоветовали молодому человеку?
- Попробуйте поучиться в разных средах, я имею в виду профессиональные среды, а не обучение за рубежом. Т.е. среди людей, которые являются носителями умения, передающиеся только из поколения в поколение: художники, кинорежиссеры, спортсмены. Стоит побывать в различных средах, чтобы иметь представление о различных способах получения образования. Каждый день наши студенты могут видеть, что все не так, как в учебниках. К сожалению, сейчас вся дискуссия в обществе по образованию идет по следующим направлениям: 1) как оценивать знания 2) как уберечься от коррупции. Никто не говорит о содержании образования, мы говорим о формах, не занимая фундаментальных вещей.
Какое влияние это имеет на науку?
- В науке у нас наложились два важных процесса. Во-первых, в науке серьезные проблемы во всем мире. Наука почувствовала определенные границы. Чтобы развиваться, ей нужно понять кризис внутри себя и сделать революционный шаг вперед. Во-вторых, в Украине, с точки зрения науки, каждая последующая власть тупее предыдущей, ведь уменьшает объемы ее финансирования. И у меня серьезное подозрение, что следующая власть будет еще глупее.
Есть Академика наук, диссертации, ВАК?
- Понимаете, критериев науки не так много. Это индекс цитирования, количество Нобелевских лауреатов или людей, которые признаны во всем мире и значения науки в реальных доходах. Сколько у нас новых технологий, открытий? Диссертация критерием науки не является, ибо она защищается своими среди своих. Это лишь принадлежность к цеху, к науке она имеет очень опосредованное отношение. Можно быть ученым, не защитив диссертацию, и можно не быть ученым, защитив диссертацию. У нас почему-то науку оценивают через количество диссертаций и количество людей, имеющих научные звания. Но сегодня это к науке не имеет никакого отношения. Можно даже вывести прямо-обратную зависимость: чем больше у нас профессоров и диссертаций, тем меньше у нас науки. Это смешно, но так.
А зачем тогда они существуют?
- Каждый общественный институт имеет свою инерцию. Пока всем не стало очевидно, что в таком виде наука существовать не может, она еще будет существовать. Но в конце концов это все отомрет тихо и спокойно, без всяких революций. Вопрос не в этом, вопрос в том, что мы получим на место этой системы. Новые научные организации уже будут связаны не с государством. С корпорацией и самоуправными общинами, возможно, но не с государством. Украинское государство уже расписалась в неспособности финансировать украинскую науку.
Комментарии
22