Oстровок Шеппсгольмен был окраиной Стокгольма. Во время войны в его скалах продолбили тоннели для штаба военно-морских сил. Формально Швеция считалась нейтральной, однако от немцев и русских можно было ждать чего угодно. Немцы войну проиграли, русские выиграли, но до Швеции, к счастью, не дошли.
Теперь подземелья Шеппсгольмена переоборудованы под выставочные помещения, и толпы посетителей выстаивают очередь в заветные пещеры, чтобы посмотреть коллекцию китайских терракотовых воинов династии Цинь, которых археологи откопали в громадном захоронении императора Ши-Хуанди - Первого Лучезарного Полубога.
Напиток из толченой яшмы и утренней росы не помог
Я тоже брожу по этим тоннелям - среди двухметровых лучников, всадников и боевых колесниц, среди первого и, возможно, последнего войска, завоевавшего Стокгольм, - и пытаюсь понять, что чувствуют шведы, осматривая эту экзотику, весь этот образ спеси, тщеславия и панического страха смерти.
Цинь Ши-Хуанди построил империю, покрыл ее дорогами и каналами, обнес стеной, угробил сотни тысяч подданных на своих проектах, в частности и на строительстве собственного некрополиса. А в 210 году до нашей эры Лучезарный Полубог умер. И не помогло ему ни настоящее войско, ни терракотовое, ни даже чудодейственный напиток из толченой яшмы и утренней росы.
Спустя несколько лет после его смерти империя развалилась. И весь некрополис императора - семь тысяч глиняных воинов, 30 гектаров подземных сооружений, - на сотни лет скрылся бытовым мусором и сорняками. Может, весь смысл усилий императора, собственно, и заключался в том, чтобы дать небольшое развлечение стокгольмским детям, прислоняющимся носами к стеклу, за которым стоят совершенно не грозные воины – с отстраненными, обращенными в вечность взглядами?
Комментарии
14