Для меня очень приятно сейчас быть сегодня на Европейской площади, на украинском майдане и общаться о ключевом – что происходит сегодня в украинской политике, каков наш выбор, каков выход из этой ситуации? Я хотел сначала сказать о трех реалиях, которые бесспорны. Я начал бы с того, что досрочные выборы состоятся. Это неизбежный ответ, к которому придут все политические силы.
Тезис второй. Я хотел, обращаясь к украинской нации, подчеркнуть: сегодня мы и на этом майдане, и на десятках подобных майданов ведем разговор не о судьбе 450 народных депутатов. Мы сегодня говорим о явлении, которое затрагивает 47 миллиона украинцев, каждого избирателя. Это затрагивает вашу семью, так как речь идет о главном – в Украине должна быть честная власть, власть, которая живет по закону, которая уважает Конституцию.
Тезис третий – нам чрезвычайно важно дать ответ на то, как это возникло, этот последний политический кризис, кто его виновники, где его адрес, так как от нас предлагается и рецепт, и ответ, как выйти из этого кризиса. Ведь последние 5-7 лет – это годы политических потрясений Украины. Как выйти с уроками по поводу этих кризисов и их истоков? И потому, говоря об этом, я с вами буду говорить абсолютно искренним языком и со спокойным сердцем.
Я хочу сегодня говорить с вами исключительно словами правды. Нация должна знать, почему возник этот кризис, по какому адресу он прописан, кто стоит за этим кризисом. Нам надо дать ответ на эти вопросы, так как мы хотим дать ответ на другое – как выйти из этого кризиса. Не дав рецепт, не дав ответ на то, как он возник, нам будет тяжело давать ответ на то, как из него выходить. И потому я хотел бы для того, чтобы мы имели с вами общую оценку, я обращаюсь к майдану, я обращаюсь к тем зрителям, которые нас могут сегодня видеть или слушать, наконец, я задаю вопрос вам и ставлю эти простые вопросы себе. Чей это кризис, когда на протяжении последних трех месяцев в заседаниях Верховной Рады не принимает участие более 200 народных депутатов – почти половина депутатского корпуса, представляющая почти половину избирателей Украины, так чей это кризис? Я даю ответ – это кризис парламента. Когда 171 народный депутат собственноручно письменно подписывает заявление о выходе из фракции и сложении полномочий народного депутата, скажите пожалуйста, чей это кризис? Это кризис украинского парламента. Когда парламентское большинство формируется вне конституционного поля, чей это кризис? Это кризис украинского парламента. Когда таким неконституционным образом сформированное большинство в парламенте принимает решения – нелегитимные решения – чей это кризис? Это кризис парламента. Но не только одного парламента. Ибо последние события, которые связаны уже с деятельностью и правительства, и Верховной Рады после 22-23 марта, когда сформировался неконституционный, по сути говоря, процесс создания, переформатирования большинства – он ведет страну не только к глубокому парламентскому кризису – он ведет страну к глубокому конституционному кризису. Ибо страна начинает привыкать жить в нелегитимном, в неправовом поле, которое формирует такого типа Верховная Рада, каковой она сегодня является. Что должен делать Гарант Конституции в этом этапе? Безусловно, одно – досрочно приостановить полномочия такого парламента и объявить досрочные парламентские выборы. Я эту миссию сделал. Я выполнил свою присягу, которую я вам дал, дорогие граждане Украины. Я хочу, чтобы мы уважали нашу украинскую историю. Наша украинская история заключается, возможно, не в таких многих, но довольно красноречивых примерах. Что, по сути говоря, произошло в 2004 году, когда на этом и та том майдане, по всему Крещатику стояли сотни тысяч людей? А произошло одно – воля избирателя была подменена манипуляциями голосов. Тогда нация вышла на улицу, сказала свое "нет" и состоялись, по сути, новые выборы или третий тур президентских выборов.
Что происходит сейчас? Через криминальную основу, через политическую коррупцию сегодня происходит не манипулирование голосами – сегодня в парламенте происходит манипулирование депутатскими мандатами. Когда таким образом по сути переписывают политические результаты выборов. Это грубое нарушение национальной Конституции. Это предательство избирателя, этого нельзя допустить. Я хочу еще раз напомнить вам историю 2002-2006 годов парламента 4 созыва. Как первое заседание, когда формировались голоса под кандидатуру Председателя Верховной Рады, уже привело к тому, что через криминальный коррупционный способ десятки народных депутатов из рядов оппозиции были перекуплены, запуганы, куплены и присоединились к тем 226 голосам, которые проголосовали за Председателя Верховной Рады. Такая история была начала парламентской деятельности депутатов 4 созыва. За 4 года существования парламента 262 депутата сменили фракционную принадлежность. 262 депутата перешли из одной фракции в другую. Что это? Это исключительно, как правило, политическая коррупция. Это подводит нас к тому, если мы сегодня этим процессам, которые происходят в парламенте, не скажем четкого "нет", мы будем поглощены целой политической коррупцией, которая будет касаться не только верховных органов – она дойдет до любой ветви власти, и исполнительной в том числе.
Поэтому когда мы говорим сегодня, что еще два года назад украинский парламент жил в мажоритарной модели, где была смешанная система выборов, где находилась хоть моральная какая-то возможность депутату, который прошел по списку или по округовой поддержке одной партии, перейти в другую фракцию, то начиная с 2006 года, со дня введения изменений в Конституцию, мы живем в стране, где работает пропорциональная система. Где выборы происходят только на партийной основе, где носителем мандата является партия, и не может депутат, власть жить теми обычаями, правилами, которые были у нас еще два года назад – лично принимать решение о переходе из одной политической силы или фракции в другую. 81 статья Конституции четко гласит: если депутат, который прошел по списку той или иной политической силы, отказывается написать заявление во фракцию этой силы, он автоматически лишается депутатского мандата. Если народный депутат вышел из этой фракции, он автоматически лишается мандата этой фракции. И потому, дорогие друзья, то, что произошло в парламенте – сначала два, потом еще два народных депутата перешли в так называемую коалицию большинства, потом 11, потом объявлено еще 25, а потом бывшим Председателем Верховной Рады, как пророком, заявлено, что будет таких 300 – я хочу сказать: таких 300 не будет. Таким способом в украинском парламенте никогда не будет 300. Туда не ступит нога ни одного честного депутата.
И потому я призываю всех: политиков, депутатов, сделать сегодня сознательную политическую оценку того, что произошло в стенах украинского парламента. Это работа политической коррупции. Мы не имеем права ее прощать. Это ключевой вывод из той части текста, который я хотел сказать до этого. Хотел бы подчеркнуть, что политическая коррупция остается, таким образом, одним из главных, коренных факторов формирования украинской политической власти до сих пор.
Безусловно, нам важно знать, почему это произошло. Но не менее важно знать, как выйти из этой ситуации. Я счастлив, что демократия – это такая наука, которая дает ответ на выход из любой ситуации. Только на кладбище нет ответа, как выйти из той или другой ситуации. Демократия такой шанс дает. И я хотел бы, чтобы мы этим шансом воспользовались. Демократия дает возможности диалога, договоренностей. Что нам сегодня предлагают? Нам предлагают сегодня "нулевой" вариант, или "обнуленный" вариант, как его еще называют, которым предлагается: "Давайте, пусть Президент Украины приостановит действие своего Указа, а Верховная Рада и Кабинет Министров аннулируют те решения, законы, которые были приняты во время действия президентского Указа. Другими словами, нам предлагают, как мне кажется, ту историю, которая иногда бывает в жизни, когда в банк проникают преступники, выносят сейф, доносят его до двери, а тут встречает их охрана, надевает наручники, а охране предлагают: "Слушайте, так мы готовы вам этот сейф назад отдать, с этими деньгами. Давайте договоримся до "нулевого" варианта". Какая мораль этой истории? А мораль этой истории очень проста: из подобных политических поступков мы никогда уроков не извлечем, а нам необходим политический урок! Политический урок, который бы дал возможность всем участникам этого процесса, большинству и меньшинству выйти с правильными выводами. Каков вывод на ключевой ответ – как выйти из данного кризиса, из данной ситуации? Ответ есть только один: досрочные честные демократические парламентские выборы, и другого не будет. Что дают нам досрочные демократические выборы? По крайней мере, они нам дают три очевидных вещи, три фундаментальных вывода, к которым должна прийти украинская политическая элита прежде всего. И в этих выводах должны получить большую силу, энергию, и вдохновение украинская нация.
Вывод первый: как правило, из политического кризиса надо выходить политическим путем. И лучший политический путь – это проведение выборов. Выборы – это тест, который каждая политическая сила сдает перед избирателем. Это высший акцепт на правду. Ни кого не будет сомнений: после того, как будут проведены выборы, кто победил, и с какими выводами они пришли в политику. Ничего страшного нет в практике досрочных выборов. Я убежден, что с этих трибун уже много говорили и приводили практику международной жизни, когда в некоторых странах досрочные выборы происходят чаще, чем срочные выборы, и хуже страна от этого не становится. Самое главное, чтобы эти выборы проходили демократическим способом, демократическим путем.
Правильное, честное слово избирателя услышать никогда нелишне. Это первый и глобальный вывод. Нам надо всем идти на выборы. Выборы нас очистят. Мы сделаем результаты этих выборов, безусловно, демократическими, и, безусловно, честными. Я это гарантирую как Президент Украины.
Тезис второй, какие еще мы выносим уроки из досрочных выборов? Мы делаем политические уроки. Я сказал бы, морально-этические уроки. Я убежден, что таким образом будет дана политическая оценка, этическая оценка, моральная оценка тем предательствам, тем переходам, той политической коррупции, которая сегодня в высшей политической власти Украины. Убежден, что те обстоятельства, которые сегодня сложились в украинском обществе, делают довольно горький хлеб для тех предателей, которые покинули демократические фракции и перешли в другой лагерь. Я убежден, что это зло, что это зло должно быть морально осуждено украинским обществом. Это можно сделать только через досрочные выборы.
Вывод третий: досрочные выборы дают нам убедиться в том, что сегодня работает институт гарантий, институт гаранта Конституции, институт Президента. Когда того требуют обстоятельства, у нас есть средства и возможности действовать в рамках действующей Конституции, поставить заслон тем провокациям, тем антиконституционным действиям, которые возникают в тому или другом институте власти, дать очень четкий правовой ответ. Ключевой позицией в этом является, на мой взгляд, то, что мы должны понимать, что два с половиной года назад, когда вносились изменения в Конституцию, одним из ключевых моментов тогдашней неуклюжей реформы была следующая концептуальная позиция: сокращаются серьезно полномочия Президента, и они передаются парламенту Украины или премьер-министру Украины. Взамен Президент Украины получает один из рычагов влияния за гарантию соблюдения Конституции, это – право роспуска парламента, право роспуска, которое наступает в нескольких плоскостях. Первая плоскость: право роспуска возникает тогда, когда парламент становится просто недееспособным. А так бывает в трех случаях: когда он не может на протяжении тридцати дней организовать свое первое заседание и открыть сессию, когда на протяжении тридцати дней не происходит формирование коалиции, когда на протяжении шестидесяти дней не происходит формирование правительства. Это ответ на то, когда парламент недееспособен, Президент, соответственно Конституции действует таким образом по роспуску парламента. Но у Президента есть еще и право другое, когда парламент начинает жить не по Конституции, он приостанавливает деятельность такого неконституционного парламента. И я это сделал. Чрезвычайно важно, чтобы в этой дискуссии мы исходили из того, что много есть политических сил во власти, которые бы хотели сегодня видеть страну неуправляемой, как неуправляемы сегодня ЦИК, когда четыре члена ЦИК заболели в один день, и наверное одной болезнью. Удивительно, что эти представители являются представителями проправительственного большинства. В этом закладывается одна из целей: показать, что в этой стране не закон руководит поведением, руководят интриги и политическая коррупция. Мы смотрим на те сложные процессы, которые происходят вокруг Конституционного Суда, когда конституционный орган облит грязью, когда все делается для того, чтобы его дискредитировать. Когда через разные каналы политико-коррупционного влияния пробуют изменить правовую позицию Конституционного Суда. И это тоже попытка видеть нашу страну нестабильной и власть неспокойной.
Аналогичные действия предпринимались к Генеральной прокуратуре. Я убежден, что те изменения, которые произошли в несколько последних дней, – это те изменения, которые приведут нас к Генеральной прокуратуре, которая начнет чистку сверху, и наведет порядок в ближайшие несколько недель в своей работе. Мы увидим эффективно работающую Генеральную прокуратуру, которая будет активно реагировать на все громкие резонансные уголовные дела. Я вам это обещаю. Мы видим в довольно сложной ситуации судебную систему Украины, ряд правоохранительных органов. Это те испытания, которые сегодня брошены на украинскую власть. Сегодня они хотели поставить под вопрос эффективность работы института Президента. И потому я сейчас четко хочу заявить: этого не будет. Президент будет последовательным и эффективным в своих действиях.
Хотел бы сказать, что вопрос, дают ли досрочные выборы в парламент полный ответ на все вызовы, в которых сегодня оказалась Украина, снимают ли они всю проблематику политического украинского кризиса? Безусловно, нет. Но через досрочные выборы мы очистим принципы формирования политического порядка в Украине. Так как сегодня мы понимаем, что коренной проблемой украинской политической властной системы является политическая коррупция. Она забирает деньги у учителя, она забирает деньги у медика, она забирает деньги у солдата, в ребенка-сироты, она забирает деньги у инвалида. И потому это принципиально, это суть – досрочные выборы изменят принципы формирования политической власти в Украине. Это колоссальная политическая выгода для всей нации. Второе – безусловно, к власти придут те политические силы, которые, скорее всего, и есть там. Это 4-5 политических сил. Они придут к власти – возможно, все, возможно, без одной политической партии, которой уже не простят предательств избирателей, которые эта политическая сила допускала в последние 10 месяцев. Но я хочу сказать другое: безусловно, в новом парламенте, где 50 на 50 плюс-минус 2% будут такие же расклады политических сил. В этом парламенте будущем будет позиция и будет оппозиция. Но я убежден – главный ответ, который будет искаться уже в стенах нового парламента, это то, как от сосуществования перейти к сотрудничеству хотя бы по ключевым национальным интересам. Когда мы говорим о сложностях сегодняшнего диалога, в чем они заключаются? Они заключаются в том, что на протяжении 9 месяцев у нас не ведется партийного диалога. За последние 3-4 месяца не было никаких переговорных процессов между политическими силами парламента. Это свидетельство того, что не было желания снять политический кризис. Был один догмат – это узурпация власти. А не догмат договоренности, а не догмат политического компромисса. Безусловно, нам надо от политики взаимного уничтожения политических сил в парламенте перейти к политике хотя бы политического сосуществования. А еще лучше – к политическому сотрудничеству по ключевым национальным вопросам. Что я имею в виду? Я убежден в том, что рано или поздно Универсал национального единства станет документом, который объединит серьезные политические силы, независимо от цвета их флага. Так как там определено наше отношение к организации рынка – конкурентного, честного, справедливого; там определено наше отношение к честной приватизации; там определено наше отношение к материнскому языку; там определено наше отношение к нашей истории, курсу внутреннему и внешнему, к курсу европейской интеграции, к курсу евроатлантической интеграции и много тех ответов, в которых нуждается сегодня украинское общество.
Безусловно, нам надо принять закон о Регламенте Верховной Рады, так как он мешает сегодня формировать эффективную работу Верховной Рады Украины. Нам надо принять закон об оппозиции, который бы дал статус тем политическим силам, которые находятся в оппозиции. Нам надо отменить закон о правительстве, так как он неконституционен – с него началась узурпация, по сути говоря, власти. Нам надо изменить закон о статусе народного депутата. Нам надо изменить закон о выборах. Безусловно, мы должны говорить о единой рабочей комиссии, которая предложит изменения и дополнения или новую редакцию украинской Конституции. Безусловно, мы говорим об изменениях в ЦИК, мы говорим о тех шагах, которые надо сделать в судебной системе, чтобы поднять ее действенность, чтобы там появились честные судьи, у которых есть украинское сердце, которые готовы бороться за украинские интересы, за верховенство права и верховенство закона. По моему большому убеждению, говоря об уроках, думаю, что большой ошибкой Премьер-министра и коалиционного большинства было то, что эти политические силы отказались от политического диалога. Сегодня они выбросили на свалку Универсал национального единства, где не выполнено ни одного пункта. Они посмеялись над этим документом.
Я принял выборы такими, как они есть, я предложил кандидатуру, я пошел на компромиссы по формированию очень многих вещей, которые касаются организации институтов власти. Сегодня действие противоположной стороны свидетельствует об одном – тот состав Верховной Рады, который был, и то большинство, которое было в этой Верховной Раде, не нуждалось в национальном диалоге. Оно отвергло все попытки этот диалог организовать или выполнить те договоренности, которые фигурировали как предложения.
Украинский народ, досрочные парламентские выборы состоятся безусловно. И они состоятся честно и демократично, с надлежащим уровнем организации, с участием международных наблюдателей. Ваше волеизъявление будет свободным и, безусловно, будет честным. У меня достаточно средств для того, чтобы обеспечить подготовку и проведение этих выборов. Я преодолею любой преступный саботаж или бездеятельность, которые будут иметь криминальную ответственность. В ближайшее время я обнародую решения, которые будут гарантировать спокойное и надлежащее голосование. Только свободный выбор объединит Украину. Именно так мы достигнем подлинного единства, ибо единства не бывает на основе политических предательств или политической коррупции.
Накануне избирательной кампании, уважаемые избиратели и уважаемые политические силы, я обращаюсь ко всем, прежде всего, политическим силам с категорическим требованием:
Требование первое. Я прошу в одностороннем порядке, через съезды соответствующих политических сил снять депутатскую неприкосновенность всех народных депутатов будущей Верховной Рады.
Тезис второй. Избирательные списки должны быть очищены от предателей, от тех людей, которые дали плохой политический пример украинскому обществу, от перебежчиков, от тех людей, которые предали национальные политические интересы и пошли дорогой соблазнов.
Требование третье, с которым я обращаюсь, по сути говоря, уже к демократическим силам. Я умоляю об одном – я призываю вас объединиться. Ибо я глубоко убежден, что украинская демократия должна быть единой.
Я обращаюсь к лидеру каждой демократической политической партии – простите своим коллегам слева и справа все, что они сделали или не сделали. Пожмите друг другу руки, но идите единым фронтом в рамках новых демократических выборов.
Уважаемый Украинский народ, уважаемые избиратели, для нас четвертая задача тоже должна быть ключевой и главной. Я убежден, что украинская Конституция и украинская демократия выше любых политических симпатий. Непродуманная конституционная реформа, которая была проведена прежним режимом в 2004 году, сделала не менее знаковыми полномочия Президента. Не в этом проблема. Она забрала у нации балансы политических противовесов между институтами власти. И так возникла угроза узурпации власти, и так возникла угроза конституционному строю Украины. И потому я всех призываю, что через наши общие усилия мы должны двигаться в создании единой общей рабочей группы, которая бы разработала новую редакцию Конституции или изменения и дополнения к нынешней Конституции. Через общую рабочую группу, через национальный референдум мы должны выйти на новые принципиальные позиции в редакции новой Конституции.
В завершение, уважаемые избиратели, я хочу сказать, что у нас все будет хорошо. Не проблема, что мы сегодня находимся в политическом кризисе. Я убежден, из этого политического кризиса украинская нация, украинское государство выйдут еще сильнее и еще лучше. Выборы будут. Изменения настанут и победа будет обязательно за правдой, ибо вы – миллионы украинских избирателей.
Слава вам и слава Украине!
Комментарии