В Варшаву накануне католической Пасхи приехала украинская правительственная делегация. Чего ждать от этих переговоров, - разбиралась Gazeta.ua.
Диалог – есть
Украинский премьер Денис Шмыгаль приехал к своему польскому коллеге Дональду Туску во главе правительственной делегации обсудить многие вопросы. Мероприятие таки и называется - "правительственные консультации". Состоялось впервые.
Пообщаться было о чем.
Темы для переговоров
• совместные оборонные предприятия,
• участие Польши в строительстве автострады "Краковец-Львов-Броды-Ровно" и в восстановлении Украины.
Но ключевым стал экономико-геополитический блок: граница – беспошлинная, экспорт – евроинтеграция Украины.
Как показали события последних месяцев, эти вопросы взаимосвязаны. Напомним, что с февраля 2024 г. польские фермеры агрессивно выступают против экспорта украинской сельхозпродукции, в частности, блокируют автострады и пункты пропуска на границе. Очевидно, в знак своих хороших ожиданий они до 2 апреля разблокировали пункт пропуска на границе Угринов-Долгобычев, где на тот момент уже стояло более 120 фур.
Впрочем, вице-премьер по евроинтеграции Ольга Стефанишина в интервью вышедшему в тот же день украинскому СМИ признала - надежд на существенный прогресс мало, потому что "у нас нет диалога относительно того, как завершить кризис, связанный с блокированием украинской границы ".
Но не слишком ли пессимистичной она была? Потому что диалог 28 марта в Варшаве все-таки состоялся.
На все 100% удовлетворения не будет
И не просто диалог, а "интенсивный и конструктивный, ...мы точно имеем прогресс по снятию блокады на границе с Польшей", - заявил на совместной пресс-конференции по итогам консультаций Денис Шмыгаль. "Никто и ничто во всем мире не сломит нашу дружбу", - уверял глава польского правительства Дональд Туск. И добавил: "Мы близки к тому, чтобы транзит, проходящий сквозь Польшу, не делал проблем польскому рынку". Однако отметил, что найденные решения "не на 100% устроят польскую или украинскую сторону". Иными словами, речь идет о поиске компромисса.
Шмыгаль был более конкретным: украинская сторона вводит механизм согласования с польской стороной выдачи лицензий украинским предприятиям на экспорт кукурузы, рапса, подсолнечника и пшеницы. В перспективе подписание соглашения об обмене таможенными данными, которое, по его словам, уже согласовано и направлено в Еврокомиссию. "Сегодня украинского зерна нет на польском рынке", - подчеркнул Шмыгаль.
Как отметил Премьер-министр Украины, через границу с Польшей выводится около 2 млн тонн зерна, это небольшая доля, основной поток - через морские порты, но этот путь ненадежен по соображениям безопасности. Поэтому столь важно нормализовать наземный экспортный путь. Кроме того, Украина согласилась с ограничениями Еврокомиссии, – отметил Шмыгаль.
О чем, собственно, речь?
+1 год экспортного безвиза
20 марта 2024 года стало известно, что Европарламент и Совет Европы предварительно договорились пролонгировать беспошлинный экспорт из Украины до 5 июня 2025 года, то есть, еще на 1 год. Но это не автоматическое продление действия предыдущего режима, поскольку содержит косвенное квотирование: объемы ограничиваются показателями 2022-2023 годов, а к определенным товарам Еврокомиссия может применить экстренное торможение, если украинская сельхозпродукция будет нарушать баланс на общеевропейском рынке или рынке (рынках) страны (стран) Евросоюза.
Не очень интересная история
Если предварительно речь шла только о мясе птицы, яйцах и сахаре, то с подачи депутатов Европарламента (и при настоянии Венгрии и Польши), в перечень были добавлены овес, кукуруза, мед и крупы. 27 марта стало известно, что Комитет постоянных представителей стран-членов ЕС согласовал окончательный вариант, который будет вынесен на рассмотрение Европарламента. О деталях этого варианта мало что известно, но по некоторым сигналам он мало отличается от того, который был одобрен 20 марта, кроме одной принципиальной детали - объемов экспорта.
Если будет учитываться вторая половина 2021 года, когда на еврорынке действовали квоты на украинскую продукцию, доходы от экспорта в наш госбюджет сократятся на 330 млн. евро, если 2021 год не будет учитываться, сумма потерь составит около 100 млн евро.
"Это для нас не очень интересная история, но мы соглашаемся и понимаем, что это тот компромисс, который необходим для наших стран, чтобы аграрный экспорт из Украины не вредил или не нес даже теоретическую угрозу польским агропроизводителям", - признал Денис Шмигаль.
Окончательно судьба экспортного безвиза из Украины в ЕС решится до 5 июня текущего года, когда истекает срок действия действующего соглашения об этом.
Протесты польских фермеров против украинских товаров стали наиболее массовыми и жесткими, поэтому так важно договориться с Туском до июня, чтобы не сбить само решение и чтобы там не появились новые ограничения.
Украинская конкретика
И именно в Польше 28 марта украинский премьер предложил еще одну инициативу – чтобы Еврокомиссия провела неотложный скрининг украинского аграрного и транспортного законодательства.
"Мы открыты. Мы хотим снять какие-либо манипуляции, возможности для манипуляций, мифы, дезинформацию… Ожидаем, что это произойдет в конце апреля, это открывает нам всю статистику и даст правдивые данные", - объяснил премьер. В то же время он ожидает увеличения пошлин на 50% поставок сельхозпродукции из РФ и Беларуси (ЕС в шаге от этого, подчеркнул Туск) и предлагает создать Антикризисный штаб с привлечением не только представителей правительств, но и ассоциаций. И – пропускать через границу горючее. Потому что это важно не только для экономики, но и для нацбезопасности Украины.
"Мы ищем решения, которые четко дадут ощущение безопасности нашим производителем", - отметил Дональд Туск, но вместо конкретики сослался на механизмы защиты болгарского и румынского рынков.
Французская интрига
Сдержанность польского премьера относительно деталей будущего компромисса становится понятной, если учесть публикацию польского СМИ. 15 марта на встрече "Веймарского треугольника" Туск обсудил с французским президентом Эмманюэлем Макроном дополнительные ограничения при продолжении беспошлинного экспорта продукции из Украины, и Макрон поддержал эту игру. На саммите ЕС к ним присоединились другие страны-соседи Украины, а также Хорватия, Италия, Словения.
"Эти решения не вызывают захвата украинской стороны, но мы ищем таких методов, которые ни для кого бы ни были болезненными", - пояснил Туск. Тестовой может стать соответствующее транспортное соглашение.
Производительно и сенситивно
В итоге поездку украинской делегации можно считать продуктивной, поскольку при явном нежелании польской стороны несколько удалось конкретизировать варианты решения наиболее проблемных вопросов, предварительно согласовать тексты двух соглашений. Но Дональд Туск ничем не рисковал: окончательное решение по беспошлинной торговле для Украины будет принимать не он, а Еврокомиссия. В свою очередь, Денис Шмыгаль получил максимум возможного из консультаций. Особенно если вспомнить, как Туск не приехал на предварительно анонсированную встречу на украинско-польской границе (23 февраля 2024). На этот раз Туск постоянно отмечал, что речь идет о преодолении противоречий между добрыми друзьями.
Когда будет подписано транспортное соглашение и проведен скрининг законодательства, польской стороне станет сложнее интриговать (если интрига была), потому что исчезнут основания. Украинская сторона воочию продемонстрировала готовность как вести диалог, так и отстаивать свои интересы. В общем, это важно и для ЕС, в который наша страна интегрируется, ведь такое поведение – это своеобразное тестирование полноправного членства в Евросоюзе. В Польше есть неоспоримый фактор давления на официальный Киев – сроки евроинтеграции. Наш стратегический партнер дал понять, что не будет его использовать в торговых спорах, и это для Украины очень положительный сигнал.
Комментарии