понедельник, 23 июня 2014 12:11

"Украина может стать процветающим "восточноевропейским тигром" - Олег Устенко

Автор: Сергей СТАРОСТЕНКО
  Олег Устенко, 45 лет, экономический и финансовый аналитик. Родился в Киеве в семье инженеров. Мать - Любовь Устенко, 66 лет. Отец - Леонид Устенко, 69 лет.  Имеет степень магистра Гарвардского университета и кандидата экономических наук Киевского национального экономического университета. Посещал докторскую программу по экономике в частном североамериканском Университете Брайдейса. После обучения принимал участие в проектах Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития. Сотрудничал с рядом университетов - Гарвардом, Д'юком и Массачусетским институтом технологий.  В 2004 году начал работать в Международном фонде Блейзера. Здесь занимался экономическими и финансовыми исследованиями - специализировался на странах с переходной экономикой. В частности исследовал экономики стран СНГ и Украины. Позже стал исполнительным директором Фонда. В феврале 2014 года Устенко оставил этот пост и стал директором Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины.  С 45-летней женой Татьяной воспитывают сына Алексея 1994 года рождения. Жена - инженер по профессии. Ушла с постоянной работы, потому семья часто переезжала, долго жили в Соединенных Штатах. Сын - студент выпускного курса Киевского национального экономического университета по специальности "Международная экономика". В совершенстве владеет английским языком. Является одним из наиболее цитируемых экономистов Украины. Увлекается садоводством. Выращивает цветы на собственном приусадебном участке.
Олег Устенко, 45 лет, экономический и финансовый аналитик. Родился в Киеве в семье инженеров. Мать - Любовь Устенко, 66 лет. Отец - Леонид Устенко, 69 лет. Имеет степень магистра Гарвардского университета и кандидата экономических наук Киевского национального экономического университета. Посещал докторскую программу по экономике в частном североамериканском Университете Брайдейса. После обучения принимал участие в проектах Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития. Сотрудничал с рядом университетов - Гарвардом, Д'юком и Массачусетским институтом технологий. В 2004 году начал работать в Международном фонде Блейзера. Здесь занимался экономическими и финансовыми исследованиями - специализировался на странах с переходной экономикой. В частности исследовал экономики стран СНГ и Украины. Позже стал исполнительным директором Фонда. В феврале 2014 года Устенко оставил этот пост и стал директором Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины. С 45-летней женой Татьяной воспитывают сына Алексея 1994 года рождения. Жена - инженер по профессии. Ушла с постоянной работы, потому семья часто переезжала, долго жили в Соединенных Штатах. Сын - студент выпускного курса Киевского национального экономического университета по специальности "Международная экономика". В совершенстве владеет английским языком. Является одним из наиболее цитируемых экономистов Украины. Увлекается садоводством. Выращивает цветы на собственном приусадебном участке.

 В феврале 2014 года вы возглавили Институт мировой экономики и международных отношений. Какие задачи ставите перед собой?

 - Хотим предложить высшему руководству государства профессиональную аналитическую базу, опираясь на которую реально реформировать страну. У нас есть представители американских и европейских платформ. Я учился в Гарварде. Часть моих коллег - в Колумбийском университете и других ведущих образовательных центрах мира. С нами сотрудничает Джеймс Уилсон - президент и исполнительный директор вашингтонского Делового совета США-Украина.

 Большая часть международных институтов находятся в США, поэтому нужно опираться именно на Америку. В Вашингтоне готовы подставить плечо Украине. Сейчас именно тот уникальный момент, когда мир подает руку помощи Украине. Надо этим воспользоваться. Люди с мировыми именами готовы работать для нашего государства. Когда еще такое было?

 Важно, чтобы здесь и сейчас работали ведущие эксперты со всего мира, которые могут поделиться реальным опытом и знаниями. Это первая задача для руководства страны. В прошлом году ВВП в Украине составил 7,5 тысяч долларов на человека. Для сравнения в Польше - более 20 тысяч. Даже в России - те же 20 тысяч. Наша страна отстает по этим показателям почти втрое. Надо выбирать те механизмы, которые ранее были задействованы в мировой практике и ускоряли темпы экономического роста. Польша и в дальнейшем будет расти на 2-3% в год. Украине нужно, чтобы этот показатель достигал 5% ежегодно. Тогда разница будет уменьшаться.

 Экспертная среда знает, что сделать, чтобы Украина прорвалась вперед. Поэтому владение информацией - очень важный вектор работы для нынешнего правительства. Потому что сначала идет аналитика. Только на ее основе можно принимать стратегические решения. Президент или премьер-министр не должен быть экспертами во всех областях. Есть люди, которые лучше опишут все риски и предложат идеальный вариант. В свое время президент Америки Рональд Рейган, выступая в Китае, отошел от написанной для него речи и начал импровизировать. Его советники сразу же осудили такое личное вмешательство. Ведь никто не дает права даже президенту импровизировать. Его задача - читать текст, который ему написали настоящие профессионалы. И это надо усвоить украинским политикам.

 ВВП на душу населения в Украине почти в три раза меньше, чем в Польше и России. За сколько времени могли бы догнать их и за счет чего?

 - С такими темпами роста, которые традиционно являются у нас в стране, догонять Польшу мы будем несколько десятков лет. Потому что поляки не стоят на месте и постоянно двигаются. Нам нужно ускорить темпы нашего роста. Страна должна расти с темпом 7-8% в год и выше. Тогда будет реально догнать Польшу в течение 10-15 лет. Не стоит откладывать эти планы на десятилетия.

 Что финансовый блок правительства и президент уже сейчас должны сделать?

 - Первые усилия должны быть брошены на уничтожение трех препятствий развития - коррупции, плохой судебной системы и административного барьера для ведения бизнеса. Если уменьшим эти преграды, будет приток инвестиций в страну. Это заложит основу дальнейшего экономического роста. Затем мы должны решить вопрос нашей энергобезопасности. Сама по себе она ничего не значит, если параллельно не заниматься энергоэффективностью. Ситуация с Россией, в которую мы сейчас попали, стимулирует выработку энергостратегии. Сегодня в наших месторождениях, из-за недостатка средств и технологий, осталось еще около 50-70% неиспользованной нефти и газа. Давайте позовем иностранцев, пусть достанут оттуда наши ресурсы. Конечно, они не будут делать это бесплатно. И мы им отдадим треть того, что они найдут - остальное купим себе по нормальной цене.

 Также необходимо провести нормальную административную реформу. Можем, например, позаимствовать опыт федеративной Германии. Далее - провести пенсионную реформу. Ведь это не только повышение пенсионного возраста. Нужно открывать частные пенсионные фонды.

Автор: Сергей СТАРОСТЕНКО
 

 Куда Украине двигаться дальше?

 - У нас всегда есть право выбора. Мы же привыкли стоять на одних и тех же рельсах. Существует ощущение какой одновекторности, закрытости в тесных рамках. Абсолютно неправильная позиция. Украина - не поезд. Она - машина, которая движется по плохой дороге. Поэтому должна всегда объезжать ямы. Наше государство - экспортно ориентированное. Половину ВВП получаем за счет экспорта за границу. Проблема заключается в том, что мы очень сильно зависели от двух центров - России и ЕС. 25% всего экспорта реализовывалось на территории Европейского Союза и 25% в РФ. Надо избавляться от этой зависимости. И сейчас благоприятное время, чтобы это сделать.

 Меняется геополитическая система координат. Украина должна взять себе на вооружение известное высказывание английского лорда Темпелтона: "У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей. Постоянные - только наши интересы. И наш долг - отстаивать их безоглядно". Сейчас мы можем рассчитывать на США, несколько меньше на Европу. Но как долго это продлится? Верим, что такой порядок дня сохранится следующих 20-50 лет. Ошибочное мнение. Чем меньше Украина будет зависеть от отдельно взятого региона, тем сильнее будет чувство национальной безопасности.

 Где точка отсчета нынешних проблем Украины?

 - Ни один из президентов Украины не прошел своего срока, не сделав колоссальных просчетов. Однако такой точкой отсчета можно все-таки назвать президентство Леонида Кравчука. Он вел абсолютную неправильную и безответственную монетарную и бюджетную политику. При его правлении дефицит госбюджета составил более 30% ВВП. В нормальной экономике 4% - это уже очень опасный сигнал. Более того, Кравчук осуществлял монетизацию дефицита. Он фактически включил печатный денежный станок, чтобы покрыть дефицит. Это привело не просто к инфляции, но и к колоссальному обеднению населения. Еще одно подтверждение того, что никто никого никогда нормально не консультировал. Это была некая политическая импровизация. Если бы этих ошибок не было в начале 1990-х, возможно, нынешняя ситуация в стране выглядела бы иначе.

 Леонид Кучма начал хоть немного слушать экспертов. Пришел на должность с какого-то, пусть и советского, но бизнеса. Виктору Ющенко очень многие эксперты давали советы. В тот период он отчаянно пытался понять, что нужно делать, но не пытался понять, как именно это следует делать. От власти Виктора Януковича ожидали каких-то изменений, потому что было впечатление, что пришли люди из бизнеса - прагматичные. И эти люди опять таки не опирались на мнения экспертов. Люди думали, что новая власть будет прислушиваться к бизнесу. А они его не только не слушали, но и действовали только в своих собственных интересах.

 Модель бизнеса, задействованная в Украине на протяжении долгих лет, больше не может действовать. Все сводилось к тому, что крупный капитал инвестировал в свои предприятия лишь тот минимум, меньше которого инвестировать просто было не возможно. Инвестировать же больше никогда не хотели. Поэтому, если не делать так называемые капитальные вложения, не менять технику и технологию наших предприятий - ничего хорошего не будет.

Автор: Сергей СТАРОСТЕНКО
 

 Сейчас Украина занимает последнее место по уровню технического переоснащения предприятий в Центральной и Восточной Европе. Мы не закладывали никаких основ экономического роста. Олигархи инвестировали мизер, а все заработанное пытались забрать в другие страны, потому что не рассматривали Украину как страну, с которой они связывают свое будущее. Коррупция и плохой инвестиционный климат не побудили олигархов вкладывать деньги в Украину. С другой стороны они сами были заинтересованы, чтобы инвестиционный климат здесь оставался плохим и процветала коррупция. Потому что всегда могли получить дополнительную ренту за то, что имели доступ к государственным ресурсам. Поэтому одна из важнейших задач нового руководства - пытаться разорвать этот замкнутый круг. Создать равные условия конкурентной борьбы.

Подписание экономической части соглашения об ассоциации с ЕС улучшит ситуацию в экономике?

- После подписания экономической ассоциации мы потенциально получаем доступ к огромному европейскому рынку. Это 16 триллионов долларов в год. ВВП Украины в сто раз меньше, чем ВВП ЕС. То есть, лишь 1% от европейского. Открываются новые возможности. Но только потенциально. Потому что мы не сможем продавать свободно все наши товары - они должны отвечать техническим и санитарным требованиям ЕС. Но если вложить деньги в технологию и сделать качественный новый продукт - шансы выйти на европейский рынок увеличатся. Да, для этого придется тратиться.

Соглашение с ЕС будет помогать нам бороться с теми тремя нашими глобальными проблемами - коррупцией, плохой судебной системой и административными барьерами для ведения бизнеса. Разве это нормально, когда большая страна с 45 млн населения занимает 180-е место из 182 по простоте получения лицензии на строительство? Понятно, что действуют коррупционные схемы. По нашим оценкам, уровень теневой экономики в Украине ровно такой же, как тот, что на свету. Если в прошлом году вся наша экономика выработала 170 миллиардов долларов, то в тени, по самым скромным подсчетам, было произведено 150 миллиардов.

Европа для нас - это хорошо сегодня и на ближайшую перспективу. Есть другие точки и другие регионы в мире. Наши автопроизводители сегодня потеряют от недружественных действий России. Могут открывать для себя рынки Латинской Америки. И это не значит, что можем взять свой старый станок и втюгрить так, как россиянам. Надо выяснить, чего хотят в Бразилии и предлагать то, чего они хотят. Это касается всех сфер. Сейчас Кипр уже отходит как оффшорная зона. Возможно, нам нужно подумать, может ли Украина стать оффшором. Если хотим снизить административные барьеры для ведения бизнеса, должны смотреть на опыт Грузии или Швеции, которая за две-три недели провела так называемую "регуляторную гильотину". Они за две-три недели расчистили регуляторное поле. Собрали все законодательство, оценили, что именно мешает ведению бизнеса, и ненужное отсекли одним махом.

Можно заняться децентрализацией и оптимизацией бюджета. И лучшие примеры здесь не обязательно в Европе. Есть очень хороший пример Канады. Они страдали от колоссального дефицита бюджета. Мы должны провести реформу государственного управления по их примеру. Они создали рабочую группу из ограниченного круга экспертов, которая сделала так называемое функциональное обследование всех министерств и ведомств. Так обнаружили, что различные государственные структуры часто выполняют одни и те же полномочия. Это обследование помогло функционально оптимизировать работу. Тем самым они уменьшили расходы из госбюджета. Потому что наша система до сих пор работает по советским принципам. Опыт привлечения на работу иностранцев, который широко применяется в Новой Зеландии, тоже может быть полезным для Украины. Должны действовать по принципу, о котором писал еще Тарас Шевченко: "І чужому навчайтесь, і свого не цурайтесь". Должны смотреть не только в две стороны - на Россию и Европу. Мир же гораздо больше.

Каким образом и за сколько времени украинскую экономику можно вывести из тени?

-Тенизация экономики для Украины с одной стороны большая проблема, а с другой - часто выполняет роль подушки для населения. Именно это явление помогло населению мягче пережить кризис 2009 года. Потому что был такой теневой запас. И, очевидно, тенизацию нужно уменьшать, потому что украинский бюджет нуждается в дополнительных поступлений. Стоит понимать, что просто административными мерами вывести экономику из тени не получится. Для этого нужна реформа по улучшению инвестиционного климата и реальная борьба с коррупцией. Это длительный процесс.

Автор: Сергей СТАРОСТЕНКО
 

У нас сейчас - олигархическая экономика. Большинство ведущих отраслей - монополизированы. Как быть с этим?

- Это колоссальная задача для антимонопольного комитета. Развитие нормальной конкуренции может стимулировать снижение монополии на рынке. И эта задача тоже не решается сама по себе. Ее можно решить только убрав административные барьеры для ведения бизнеса

В каких сферах экономики можем занять лучшие позиции?

- У нас есть замечательный потенциал и большие ресурсы. Один из них - наша плодородная земля. Мы должны развивать сельское хозяйство. И это не значит, что будем производить только зерно. Можем его перерабатывать. Потому что какой для нас смысл быть сырьевым придатком для Европы или еще кого-то? Возможно, надо подумать и завести для себя ГМО. Оно только звучит плохо. И если сделать нормальную систему контроля, а генетически модифицированное зерно кукурузы пускать на производство биодизеля, то в чем проблема? Более того, его не обязательно в середине страны потреблять. Есть много стран, которые будут нам за это благодарны.

Имеем хорошие возможности в химической промышленности и машиностроении. Колоссальный потенциал в развитии медицины. Можем развивать фармацевтическую промышленность - и для всего этого нужно вкладываться. Можно сколько угодно спорить по поводу качества нашего образования. Но по показателю количества молодежи, которая учится в университетах, Украину можно сравнить с Францией. У нас есть интеллектуальный ресурс, и мы должны его развивать.

Также имеем возможности в аэрокосмической сфере. Даже не обязательно производить что-то. Потому что само производство гораздо дороже обходится чем проектирование. Можем работать в сфере услуг. Кроме того, имеем колоссальные неиспользованные ресурсы Украины как туристического центра. Война когда-нибудь утихнет. Сейчас средний чек, который оставляет иностранец в Украине, - 200 долларов. В соседних странах, например в Польше, он вдвое больше.

Если каждый из нас будет смотреть, где можно заработать деньги, и при этом платить налоги, мы вполне можем стать процветающим "восточноевропейским тигром". Украина может прыгнуть, стоит только убрать забор, который ей мешает. Прорыв будет колоссальный.

Сейчас вы читаете новость «"Украина может стать процветающим "восточноевропейским тигром" - Олег Устенко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть