В антироссийские украинские санкции попал ряд лиц, в отношении которых ЕС, США и другие страны достаточных оснований для применения санкций так и не установили. Об этом свидетельствуют данные портала НАПК, в частности, профильная его страница "Война & Санкции".
Инфографика введения санкций указывает на то, что Украина ввела антироссийские санкции против более 3240 человек и более 1600 компаний. В то время как санкции ЕС коснулись 1103 компаний и 308 человек, санкции США – 1036 компаний и 789 человек, санкции Великобритании – 1372 человек и 107 компаний.
С одной стороны, такую разницу в цифрах можно объяснить существованием пророссийских политических деятелей, представителей самопровозглашенной власти оккупированных территорий, не имеющих со странами ЕС или США ничего общего, и потому санкции против них введены только Украиной. То же касается и локальных украинских бизнесменов, компании которых попали под санкции из-за сотрудничества с россиянами.
Но, с другой стороны, в наших санкционных списках есть лица, которые имеют значительные иностранные активы, но в отношении которых ЕС, Великобритания и США не нашли оснований для применения персональных санкций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Промышленность, банки, телеканалы: Financial Times узнали о новом пакете санкций против России
К примеру, санкции Америки и европейских государств не коснулись известного предпринимателя Александра Лебедева. Он является акционером газеты Evening Standard и британского The Independent, а его сын имеет титул барона и занимает место в британском парламенте. Основание же, на котором Украина применила санкции к Лебедеву, – подозрение в том, что его европейские компании якобы инвестируют в Крым. Но если это правда, такая деятельность европейским компаниям запрещена, и ЕС, наверное, среагировал бы на такое нарушение.
Еще один пример бизнесмена, в отношении которого ни ЕС, ни США, ни Британия не принимали санкционные меры, это – Владимир Крупчак (по версии Forbes Украина, в начале 2020 года занимал 11-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов Украины). Родился в России, но лишился российского гражданства еще в 2007 году, став гражданином Украины, а позже – в 2019 году – гражданином Кипра. Практически весь бизнес Крупчака представлен крупным австрийским холдингом, в который входят ряд крупных активов, расположенных в Украине. Самый известный из них – Киевский картонно-бумажный комбинат (Обуховский), который после введения в отношении Крупчака Украиной антироссийских санкций, наряду с другими его активами, оказался под арестами и угрозой передачи в АРМА.
Следующий пример подсанкционных в Украине лиц – это сотрудники таких международных гигантов как "Филипп Морис" или "Пепсико", управляющие представительствами этих компаний в России. В то же время ни Америка, ни Канада, ни страны ЕС в отношении этих нанятых менеджеров санкций не вводили.
В целом, принятие антироссийских санкций в Украине было достаточно скандальным. С одной стороны, общественные организации и даже западная пресса обвиняли наших чиновников в затягивании процесса. Но, с другой стороны, в перечне подсанкционных впоследствии оказались, очевидно, ошибочно внесенные. И в подтверждение этого тезиса свидетельствует, в частности, указ президента Владимира Зеленского об исключении из списка санкций отдельных лиц и компаний.
Избирательность применения санкций, неединообразие подхода к одним и другим бизнесменам, особенно с большими активами на территории Украины, могут иметь негативные репутационные последствия. А особенно, когда эти бизнесмены докажут свою непричастность к России в международных судебных инстанциях, прогнозирует юрист Денис Цыпин.
"Во-первых, правоохранители должны предоставлять исчерпывающую информацию, почему они предлагают налагать санкции на то или иное лицо. Во-вторых, если суд или международный суд установит безосновательность санкций и факты неправомерных действий со стороны украинского государства или президента – это будет громкий вопрос. Здесь уже есть место для имиджевых потерь государства. Тем более, что мы наблюдали в довоенный период, что санкции налагались не совсем объективно, было и такое, что случайно люди попадали под санкции. Так что должны быть доказательства. Если их нет, это значит, что интересы, которыми руководствовались люди, записавшие лицо в список, могут быть частными, а не государственными. Должны быть основания. И даже происхождение лица из России не является и не может быть основанием для наложения санкций", – сказал он.
Юрист добавил, что вопрос санкций в Украине часто решается лишь на основании подробной записки какого-нибудь не очень высокого ранга чиновника СБУ.
"И его рапорт не содержит в себе каких-либо конкретных доказательств. И потом, если дойдет до ответственности, то будет нести ее за разгильдяйство чиновника именно государство", – подчеркнул Цыпин.
Оспаривают антироссийские санкции в международных инстанциях уже несколько бизнесменов. В частности, иски в суд ЕС подали Роман Абрамович, Алишер Усманов, Михаил Фридман и Петр Авен.
Комментарии