Обострение арабо-израильского конфликта свидетельствует о низкой эффективности традиционных методов улаживания, применяемых коллективным Западом. Может ли быть в этой войне что-то принципиально новое, разбиралась Gazeta.ua.
7 октября 2023 года группировка ХАМАС совершила беспрецедентную по объемам атаку на Израиль. Ужасная ночь положила точку отсчета нового этапа арабо-израильского конфликта.
Обозреватель CNN, вспоминая путь, пройденный через год, отметил: как только стороны приближались к долговременному дипломатическому решению, надежды разрушали неожиданные обстрелы. Так, до 7 октября 2023 года при содействии США Израиль и Саудовская Аравия были ближе к исторической нормализации отношений. Перед "ударом возмездия" Ирану по Израилю в первых числах октября уже 2024 госсекретарь США Энтони Блинкен заявлял, что проект соглашения между Израилем и ХАМАС согласован на 90% и стороны близки к прекращению огня. По идее, предполагалось "подтянуть" это соглашение под 7 октября. Но премьер Израиля Беньямин Нетаньяху прибег к тактике "эскалации ради деэскалации" (в том числе, в виде ликвидации предводителей ХАМАСа и Хезболлы, - Gazeta.ua), которая, в свою очередь, запустила перманентные обмены ударами между Израилем, Ираном, Ливаном , ХАМАСом и Хезболлой.
На сегодняшний день понятно, что соглашение до 7 октября 2023 года было бы выгодно всем. Президент Джо Байден мог бы гордиться урегулированием самого длительного вооруженного конфликта, наследник принц Мухаммед бин Салман получил бы желаемую легитимность и безопасность, а премьер Израиля - возможность выстраивать отношения с влиятельной арабской страной. Однако сейчас, по данным источников CNN, Саудовская Аравия категорически против Нетаньяху как партнера в любом соглашении.
Один на семь фронтов
Между тем, премьер Израиля пытается удержать власть: по стране недавно прокатились волны демонстраций родственников заложников, которых 7 октября 2023 года захватила ХАМАС.
Демонстранты выступали и против политики Нетаньяху, требовали переговоров и возвращения заложников. Вместо этого получили то, что премьер назвал 7 октября 2024 года "войной на семь фронтов". Заявления прозвучали на фоне обмена ударами: Израиль совершил самый массовый обстрел Ливана, Хезболла в ответ впервые за всю историю конфликта обстреляла израильский город Хайфу. С обеих сторон погибли люди. И это только начало: министр обороны Израиля Йоав Галант заявил CNN о полной готовности к ответу на иранский "ударный возмездие". А министр обороны США Ллойд Остин в телефонном разговоре с ним заверил в преданности Вашингтона безопасности Израиля. Ресурсов для обороны американского персонала и защиты Израиля в США достаточно.
Специальное заявление к дате 7 октября 2024 г. сделали президенты США Джо Байден и вице-президента Камала Гаррис.
Белый дом и мир всем
"Мы продолжим работать над достижением соглашения о прекращении огня в Газе, которое вернет заложников домой, позволит увеличить гуманитарную помощь для облегчения страданий на местах, обеспечит безопасность Израиля и положит конец этой войне", - сказали действующий президент США и вице-президент.
"Я всегда буду бороться за то, чтобы палестинский народ мог реализовать свое право на достоинство и свободу, безопасность и самоопределение, - отметила Гаррис. - Мы также продолжаем верить, что дипломатическое решение в районе границы между Израилем и Ливаном является единственным путем восстановления крепкого покоя". и позволит жителям обеих сторон мирно вернуться в свои дома".
Отдельно Байден посоветовал Нетаньяху не бить по нефтяным хранилищам Ирана.
"Будем работать ради мира"
Обое призывают сдерживать Иран и его прокси, что, похоже, является основой новой стратегии США на Ближнем Востоке.
Интересно, что президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заняла более категоричную позицию: призвала ХАМАС освободить заложников без предварительных условий. Канцлер Германии Олаф Шольц выразил сожаление по поводу масштабного гуманитарного кризиса.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в заявлении к 7 октября осудил ХАМАС за атаки на Израиль, хотя этому предшествовал дипломатический скандал с объявлением Гутерриша в Израиле персоной нон грата. "ООН будет работать ради мира на Ближнем Востоке", – пообещал он.
Подобные заявления от 7 октября 2023 звучали не раз, результат - нулевой. В одной из недавних резолюций Совбез ООН призвал Израиль в течение 12 лет вывести войска из сектора Газа и других территорий.
Что готовит Иран
Похоже, заявления не помогут. Иран, которого США прямо обвиняют в прокси-войне против Израиля (координатор ХАМАСа, Хезболлы и Хуситов в Йемене), готовится к региональной войне.
7 октября 2024 года, сообщает агентство Tasnim, парламент страны разрабатывает проект "Пакта сопротивления". Речь идет о договоре, по которому будет оказываться помощь союзникам для отражения атак США и Израиля.
Не менее "многообещающие" в смысле войны заявления сделал посол Ирана в Москве Казема Джалали в интервью российскому пропагандистскому агентству ТАСС: международная система безопасности потеряла эффективность в разрешении кризисов, Западу выгодное напряжение в сферах безопасности Ирана и России, Иран сдержанностью своих ответов давал Западу возможность остановить кризис. Далее "Иран не позволит Израилю навязать новый виток насилия", подчеркнул Джавали. Тогда Верховный лидер Ирана Али Хаменеи впервые за несколько лет обратился с проповедью, выразил поддержку Хезболли и ХАМАСу, а также намекнул на возможный повтор "удара возмездия".
"В Иране понимают, что они очень уязвимы, потому что не имеют такой защиты (ПВО, - Gazeta.ua), как Израиль, поэтому Тегерану остается объяснять, что своим ударом в более 180 ракет он завершил этот виток", - предположил вице-спикер Кнессета Евгений Сова.
С октября 2023-го по февраль 2022-го
Момент Тегеран выбрал удачно. По мнению старшего научного сотрудника по ближневосточной политике в Международном институте стратегических исследований Хасана Альхасана, из арабских стран кое-как вели переговоры с Израилем Иордания, Египет и Бахрейн.
Последний даже присоединился к спецоперации США против Хуситов в Красном море, а Иордания сбивала иранские ракеты, мотивируя это защитой своей территории.
И после эскалации арабские страны говорят о взаимной поддержке. Некоторые западные аналитики, впрочем, считают, что им выгодно именно сейчас поторговаться с США, а заявления делают в угоду общественному мнению. Так это или нет, покажут самые близкие события. Однако уже понятно: эскалация вряд ли обеспечит длительный мир.
Похоже, курс на победную войну, взявший Нетаньяху, раздражает Запад по банальной причине - неэффективности. В The Guardian упоминается руководитель вашингтонского офиса Института палестинских исследований предупреждающий Джихад Абусалим - ответ Израилю на атаку ХАМАСа 7 октября 2023 года принесет разрушение, а не безопасность. Опосредованно о рисках после "удара возмездия" Ирану свидетельствуют и осторожные заявления израильской стороны о необходимости доработать "Железный купол".
Россия и триггер
Заявления посла Ирана удивительно напоминают аналогичные заявления Путина перед 24 февраля 2022 года: те же кризисы системы глобальной безопасности и критика Запада, особенно США. Случайно или нет?
По данным СМИ, Иран обратился в Россию за помощью, в частности, попросил данные аэроразведки территории Израиля. Иран может надеяться не только на нее, считает израильский дипломат Аркадий Милман. "Военно-стратегическое сотрудничество России с Ираном сейчас на достаточно глубоком уровне, набирает силу каждый день. И то, что на Западе и в США не до конца реагируют, ударит бумерангом по Европе и по тем же США", - пояснил он. "Со своей стороны, координация между США и Израилем усугубляется, следовательно, можно ожидать последующих силовых израильских действий. Удары будут по очень чувствительным для Ирана местам", - предположил Мил-Ман.
Джо Байдену нужно завершить эту войну, поэтому, если Соединенные Штаты подключатся, удары будут столь масштабны и такой силы, чтобы война завершилась быстрее, предполагает израильский журналист Цви Зильбер.
Если да, остается фактор-триггер, ведь ЦАХАЛ может нанести удары как по нефтебазам Ирана (наперекор США), так и по ядерным объектам, что выведет войну на принципиально новый уровень.
Комментарии