Автор научной работы "Социально-психологические факторы восприятия избирателями политических сообщений", кандидат психологических наук Тернопольского технического университета 37-летняя Наталья Гаевская рассказывает о особенностях избирательных кампаний ведущих партий.
Партия регионов
Рекламные щиты Партии регионов четко работают на женщин после 35. Для таких ключевые слова "благосостояние", "стабильность", "безопасность". Таким не нужно яркость, динамика, лишние движения. Сегодня нормально, завтра нормально - вот и хорошо.
Действие рекламы Партии регионов на молодежь можно увидеть в количестве демотиваторов в Интернете: "От стабильности к дебильности" - и тому подобное. Молодёже стабильности не нужна.
И без фальсификаций "Регионы" наберут очень хороший процент. Аморфная масса избирателей велика. Ей важно, чтобы кто-то показал направление движения. Все равно куда - в пропасть, то в пропасть. "Это они нас ведут, я не виноват, я ни при чем", говорят они. Действует также психологический эффект возражения. Если долгое время живем в чем-то плохом, мы это отрицаем: "Ничего плохого - мы привыкли". При этом человеку основное не выходить из зоны комфорта.
И власть, и оппозиция действуют во время агитации по технологии "Чтобы показать как чисто у меня в доме, сначала расскажу как грязно у соседа". Рассказывают какие оппоненты плохие, а в конце: "Отдайте нам голоса, потому что мы хорошие!"
Объединенная оппозиция
Для неуверенных мужчин хорошо сработает реклама Объединенной оппозиции. Посмотреть на Яценюка - это классический "ботан". На его фоне любой мужчина почувствует себя мужественным. "Он такой несчастный, худенький, в очках, - думает избиратель. - Но мудрые вещи говорит! Вот, я понимаю, мой кандидат!"
Очень понравилось, как в Объединенной оппозиции используют образ Тимошенко. Она будто бы причастна к партии. Используют ее энергию, харизматичность. Одновременно ее же в списке нет. Соответственно, те люди, которые категорически отрицательно к ней относились, будут реагировать значительно слабее.
Возможно Объединенной оппозиция на конец выборов предложит альтернативную рекламу для Центра и Востока страны. Там красное и черное может восприниматься неоднозначно.
"УДАР"
И на Востоке, и на Западе люди хотят мирной жизни, благосостояния. Но исповедуют разные ценности, как этого достичь. На Западе люди самостоятельные, ориентируются на собственный успех, не ждут, что кто-то из власти придет и что-то даст. Поэтому на Западе развита трудовая миграция, много мелкого бизнеса. Здесь идеология коммунистов не пройдет. Жителям запада ближе Кличко, который своим примером показывает: "Вот я достиг, значит и вы при мне добьетесь".
Сильная фигура Кличко - палка с двумя концами. Человек, который не является недостаточно уверенным, видит такого сильного-красивого-мужнего, на его фоне будет чувствовать себя не комфортно. Подсознательно он не будет голосовать за этого человека.
Когда смотрим на красный цвет УДАР, о коммунистах не вспоминаем, потому эту ассоциацию отталкивает образ Кличко. Он - настоящий мужчина, и красный цвет - цвет действия, борьбы, энергии, это только подчеркивает. Вы только представьте Кличко и зеленый цвет. Оно бы расхолаживало.
"Свобода"
"Свобода" своей рекламой хочет "включить" народ. На билбордах нет политического лидера - есть люди. Это показывает электорат - "вы важны, вы причастны". Другое изображение - Верховная рада с молниями - это косвенный и очень аккуратный призыв к революции. На это хорошо отреагируют активные люди, которые имеют внутренний огонь, стремление к переменам. Избиратели "Свободы" - это хорошо проработан электорат на Западной Украине, радикальные правые, и отдельные люди на Востоке и в Центре, в последнее время, особенно после принятия закона о языках, начали идентифицировать себя с украинскими ценностями. Хотя, даже если на Востоке кому-то и станут близки ценности "Свободы" то мало кто проголосует за них. Сыграет роль фактора "быть как все".
Компартия
Основной подсознательный мотивационный фактор осуществления того или иного выбора - желание быть причастным к сообществу. Это пошло от доисторических времен, когда быть не в сообществе означало не выжить. Это закладено в генах. Например, рабочие люди, которые ничего не имеют. Возможно, они ничего и не хотят иметь, но вынуждены работать на буржуазию. Поэтому очень недовольны своим моральным, финансовым положением. Это потенциальный электорат коммунистов.
Компартия ориентируется на тех, кто считает себя социально оскорбленным. Это в их рекламе - оскорблены, обездоленные, те кто "пашет на буржуя".
"Украина - вперед!"
Возможный фактор для осуществления выбора - желание идентификации. Например, человек не добилась чего-то в материальном плане, и смотрит на того, кто этого достиг. В лидере он подсознательно видит себя. Это лицо становится очень близким, ну просто родным. Показательно формирует списки из успешных людей - партия Королевской.
Если поставить неизвестного человека наряду с авторитетом, этот никто запомнится. Например, Королевская - Шевченко. Хотя в этом случае не так вырос имидж Королевской, как опустилась популярность футболиста.
У авторов проекта "Украина - вперед!" Была хорошая идея - перетащить образ харизматической женщины-политика с Тимошенко. Но выполнение никудышное. Они поставили не на того человека. Посмотреть ее мимику, жесты - скованность, неестественность. Эти невербальные символы люди считывают скорее слов. В парламент они пройдут не с тем результатом, который ожидали.
"Наша Украина"
НУ отказалась от оранжевого цвета полностью. Революция не привела к желаемым изменениям, а этим изменением цветов они говорят: "Это не про нас, это был кто-то другой".
В рекламе НУ нет конкретики: "Поддерживай украинское" - это ни о чем. Понятие "украинский национализм" не олицетворяют известным человеком, не показывается образ сего успешного националиста. Наверное, боятся кого-то ним испугать. А такой общей формулировкой хотят захватить большой объем аудитории. НЕ бьют в цель, а забрасывают сетку - кто-то и попадется. Недалеко от моего дома поставили билборд с Ющенко, так его уже два раза переклеивали, потому что кто-то краской заляпывал. Лучше бы они к его образу не обращались - он не выгоден. В обществе четкое противопоставление: вот есть власть - Янукович, являются бывшие лидеры - Тимошенко и Луценко, они жертвы режима. А тут Ющенко так просто себе баллотируется, будто ничего до этого и не было.
Гречка и подкуп хорошо действуют, потому украинского не склонны думать дальновидно. С нашим уровнем коррупции, такой подкуп считается нормальным. "Они воруют, то что я не могу взять. Тем более сами приносят. Халява! А чего тот мой голос стоит?". Это недооценка себя, отсутствие глобальных ценностей. Лозунг оппозиции "Берите от каждого, а голосуйте по совести" - хорошее. Оно породит внутренние конфликт в человека.
На этих выборах не вижу в наружной рекламе каких-то ляпов, несоответствий. На этом уровне каждый штрих по 30 раз проверяют. Я удивляюсь как это во время предыдущих выборов Яценюк на цвета хаки повел. Будто собирался куда-то воевать. Ему только воевать с таким образом. На цвете хаки мог Гриценко сыграть.
Те, кто пойдут голосовать
Подавляющее большинство не будет вчитываться, кем на самом деле являются эти кандидаты и какие у них программы. Проголосуют подсознательно.
7-10 процентов людей ставить конкретный вопрос: к чему приведет, если этот или тот пройдет? Что он мне даст, если я дам ему власть? Это молодые люди - от 25 лет 35. Это те, кто побывали за границей, хотят рожать здесь детей и жить. Возможно они еще не реализовались, но четко знают, чего хотят.
Количество тех, кто придет на выборы в этом году уменьшится - люди разочарованы. Не верят, что голосование может что-то изменить: "Я голосую - изменений нет. Так зачем мне куда-то идти?". Нету положительного опыта.
Между выборами нет коммуникации политиков и людей. Если бы политики думають дальновидно, то должны были бы в школах, в университетах, на производстве закладывать свои ценности. Тогда люди до выборов уже бы приходили с осознанием за кого голосовать и явка была бы совсем другой.
Если люди, которые не знают за кого голосовать, все-таки пришли на избирательный участок, то как правило, голосуют, как большинство. Это такие конформисты, которые очень ценны, потому что благодаря им можно взять дополнительные проценты в последний момент. Для агитации людей на участке запускают провокаторов, которые просто себе ходят, и в коридорах и в курилках заводят разговоры с группами людей. Они будто не агитируют, но четко говорят за кого голосовали они: "Я, так же как мой кум, брат и сват голосовали за того-то".
Людей, которые наперекор будут голосовать против большинства, рвать бюллетени, или писать на них всякие гадости - единицы.
Шокирующей новинкой этих выборов является колоссальное количество откровенной лжи. Смотришь телевизор, и думаешь: "Это что, реклама из другой страны?" Ложь, в первую очередь, идет от партии власти - уверенно и нагло. Эта реклама хорошо действует на электорат старшего возраста. Представьте, женщину из села, в городе не была лет 10. Вообще не знает что там творится в мире: "Я такая старая-дура, необразованные. Они то лучше знают".
Если начальник на работе начинает давить, чтобы голосовали за какую-то партию, то 20-30 процентов людей точно проголосуют наперекор. Так же будут голосовать, чтобы наказать нелюбимого мужа или тещу. Недальновидность и эмоциональность - наша ментальная черта.
Интеллигенция и известные люди могут стать решающими для голосования людей очень далеких от интеллигенции. Просто перетянут электорат на свой авторитетом.
Те, кто не пойдет голосовать
Не пойдут голосовать где-то до 5% избирателей. Это их четкая позиция - они отстранились от политики, и живут как бы в другой стране. Все остальные - безразличны, разочарованы в избирательной системе и аполитичные - фактически колеблются, и если придумать что-то очень интересное и хитрое - их на участке можно привести.
четверг, 25 октября 2012
16:56
Рекламные щиты Партии регионов четко работают на женщинРекламні щити Партії регіонів чітко працюють на жінок Рекламні щити Партії регіонів чітко працюють на жінок
×
Комментарии
12