В Украине сейчас количество политзаключенных составляет не более 30, и как для постсоветского пространства, это не много, однако для украинского общества - это слишком много. Среди них и активист, в частности Налогового майдана и "языковых" протестов Виталий Грузинов. Он был заключен решением Голосеевского суда 30 сентября 2012 за участие в протестах на защиту украинского языка. Ему инкриминируют нападение на сотрудника "Беркута", в результате которого тот получил небольшой синяк. 12 ноября его не привезли на заседание суда, хотя срок содержания Грузинова под стражей, по предварительному решению суда, истек 30 октября. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал лидер партии "Братство" Дмитрий Корчинский.
В понедельник снова было отложено заседание по делу Грузинова. Почему так развивается это дело?
- Здесь есть два момента. Момент первый. Вообще СИЗО пытается не заморачиваться на этих повозках: машин у них не хватает, милиционеров для сопровождения, так же, неохотно выделяют райотделы, часто адвокаты доплачивают, чтобы привозили обвиняемых в суд. Здесь есть обычное бюрократическое нежелание хоть что-нибудь делать, а Грузинова они рассматривают как такого человека, правами которого можно пренебречь. Второй момент - сейчас дело Грузинова приобрело общественный резонанс, в суде собралось достаточно много людей, прессы и определенное было желание у правоохранительных органов и у руководства СИЗО не вести его в суд, чтобы немного сбить энтузиазм общественности в деле его защиты. То есть из-за затягивания. Понятно, что на второе судебное заседание уже придет меньше людей, и пота подобное.
Каким будет результат, какие прогнозы по его делу?
- Прогнозировать очень сложно в любом политическом деле, потому что все зависит от ментовского беспредела, и политической воли начальства разруливать эту ситуацию. Мы надеемся, что все же удастся вытащить его под залог или на поруки до завершения суда. Суд будет длиться очень долго.
Как долго может длиться рассмотрение дела Грузинова и вынесения решения?
- Я знаю некоторые дела, где суды продолжаются и год, и полтора, а дела не сложнее чем это. Я не исключаю, что оно так и будет продолжаться, поскольку я не думаю, что есть очень большой энтузиазм у судьи решать его.
На Фейсбуке Вы написали, что Грузинов начал голодовку. Когда он начал голодать? Будет ли это "сухим" голоданием?
- Да, с сегодняшнего дня (12 октября - ред.), Он объявил голодовку, это не "сухое" голодание, но оно настоящее. Он его действительно сегодня объявил, нам это стало известно из источников в Лукьяновском следственном изоляторе. Информация эта точная.
Чем он объясняет такую ??акцию протеста?
- Он безусловно возмущен этой несправедливостью. По нему же сейчас ведутся суды по двум делам: по Налоговому майдану и по "языковым" протестах. То, что его не доставляют в суд ни по одному, ни по другому делу - это свидетельствует об ущемлении его прав. Он считает, что сидит незаконно, несправедливо. Тем более, не существует решения суда, которое бы его удерживало в заключении. Было решение, когда была санкция суда держать его два месяца, после этого, ему уже никто никаких санкций не давал. И санкция суда закончилась две недели назад, то есть он сидит без всякого решения суда, находится в следственном изоляторе, и безусловно он считает, что хотя бы такой опасной формой протеста можно повлиять на это дело.
Кому выгодно затягивание дела?
- Это все укладывается в репрессивную логику государства. Месседж их, скажем, такой: "Активничаете на митингах каких-то, защищаете свои права, то с вами будет тоже самое, что с Виталием Грузиновым". Безусловно, человек, который себя активно проявляет, ведет себя не как овца, когда это настоящий протест, когда человек готов за себя постоять, то само собой разумеется, что весь государственный аппарат настроен против людей и общество должно вынести уроки.
Насколько вероятен положительный исход дела Грузинова?
- Мы надеемся на положительный исход дела Грузинова, в связи с тем, что ситуация для власти не очень удобная. Это все-таки "языковые" протесты. Люди действительно были возмущены, несмотря на то, что там было жесткое противостояние с правоохранительными органами, заключен только один человек. То есть можно добиться, чтобы вообще никто не был заключен.
Как "Братство" помогало и помогает политическим заключенным, в частности Грузинову?
- Помогаем деньгами и организационной деятельностью. Кроме того, что мы даем деньги, идет еще сбор дополнительных средств. Мы участвовали в организации того, чтобы люди подошли на суд и тому подобное.
Насколько массовым есть явление политических заключенных?
- Слава Богу, оно не массовое. По нашим подсчетам не более 30 политзаключенных сейчас. Как для постсоветского пространства, это не много, а как для украинского общества, которое в целом ориентируется на ценности анархии, это слишком много.
"Братство" часто участвует в акциях протеста. Вы являетесь опорой для некоторых политических заключенных. Расскажите, что является самым сложным в вашей деятельности.
- В политических делах хуже всего то, что судьи не берут денег. Потому что, если это не политические дела, то там есть возможность договариваться и извлекать людей, а в политических делах .. сложно достигать кулуарных договоренностей.
Второе. К сожалению, во многих делах нам не удается организовать достаточный общественный резонанс, вызвать интерес. Скажем, в деле "Патриота Украины", где все руководство сидит, нельзя сказать, что существует общественный резонанс. И пробить это - очень сложно, гораздо сложнее, чем по Грузинову и даже по Виталию Запорожцу.
Вообще, мы ставим перед собой такую ??задачу - наши политзаключенные - это люди, которые сидят за реальные дела, за реальную борьбу, не за слова, то у них должны быть жирные передачи, лучшие адвокаты, и мы, то есть украинское общество, должны им обеспечить славу. То есть, когда человек такой выходит из тюрьмы - она ??должна быть настолько известной и популярной, чтобы в него брали автографы.
Власть должна знать, что она сажает людей, но из тюрьмы выходит не просто активист, а политический лидер, на которого значительная часть нации ориентируется. Пока нам этого не удалось достичь, однако около года назад, в Украине впервые удалось достичь элементарной солидарности, то есть на политзаключенных собираются деньги между маргинальными группировками. Существуют связи солидарности даже среди депутатов Верховной Рады есть несколько человек, которые принимают участие в судебных заседаниях, берут людей на поруки и проявляют себя достойно. Такого раньше не было.
Комментарии
43