28 октября около 12.00. в селе Потоки Немировского района Винницкой пятеро мужчин пьют водку "Пшеничная" в поллитровой стеклянной бутылке. Из закуски - порезанные на четыре части два плавленых сырка "Дружба" за 2 грн.
Через 30 м - избирательный участок в сельском клубе. Мужчины уже проголосовали и теперь собрались за деревянным столом с единственным в селе магазином. Село входит в округ № 18, который объединяет пять районов Винницкой области - Ильинецкий, Немировский, Оратовский, Липовецкий и Погребищенский.
"Голосовали вместе с женой за "Батькивщину". Потом она пошла с бабами в церковь, а мы с мужиками под магазин", - говорит 64-летний Виктор Бабенко. Он в фуражке и флисовой теплой кофте с камуфляжной окраской. - Голосовали за Станислава Куровского (самовыдвиженец - ред.). Он с Жорнища (соседнее село - ред.), афганец, инвалид. Он подачек не раздавал, за это и уважаю. А Калетник (нардеп-"регионал" 63-летний Григорий Калетник, баллотируется как же самовыдвиженец - ред.) Уже до такого унижения пришел, ниже опуститься уже нельзя. Его человек привез сумку лекарств и бабам раздавали. Это - вульгарно".
"А что именно давали, может димедрол?", - вынимает из кармана пачку сухариков Евгений Конотоп.
Мужчины смеются. Селяне уверяют, что на этот раз явка избирателей будет почти 100-процентной. В селе проживает около 300 человек.
"Все проголосуют, потому что хотят чтобы что-то поменялось. Уже такой беспорядок, что дальше некуда. Реально люди выживают. Он баба Ганя идет с ковиньочкою, тяжело ей, но идет", - показывает рукой 28-летний Евгений Конотоп на вдвое согнутую 80 -летнюю женщину, идущую по дороге в участок.
"Я голосовать не буду. И ни разу за всю свою жизнь не голосовал, потому что не хочу", - подходит к столу Юрий Погорелов, 30 лет. У него на груди висит бейджик наблюдателя от партии "Батькивщина".
"Вы наблюдатель, но не хотите выполнить гражданский долг?", - удивляюсь.
"Не будь такая наивная. Я нанялся ради денег, - спокойно отвечает Погорелов. - Такая сейчас жизнь наступила. Пошел, где больше платят и все. Обещали 500 гривен. Выпить по сто грамм хватит и еще на неделю будет на хлеб".
"Я тоже наблюдатель, только от коммунистов", - открывает пола куртки и показывает удостоверение 44-летний Петр Василец.
"Комуняку на гилляку- знаешь такое?, - шутит Виктор Иванович. - Я коммунистов не уважаю. У меня папа тоже был коммунист, но рядовой. Таких держали для ширмы. А все привилегии доставались начальству. Только начальник, - держи путевку, держи квартиру. А я коммунистом не был, то мне ничего не давали. Не было никакой равенства. Симоненко ни одного раза на украинском языке не заговорил, чего его уважать, не буду".
"Правильно, Иванович. У меня друзья ездят в Финляндию. Рассказывает, что наших там считают за третий сорт. У нас черноземы, леса, газ, через нас все дороги в Европу идут. А мы живем хуже всех. Возьмем того же Калетника. Его сын Игорь возглавляет таможню. На границе делается беспорядок - всех бьют, унижают", - добавляет Конотоп.
"Бюджет не изменился, а цены выросли намного. Пенсию подняли на 12 гривен - это разве деньги. Если бы на сто подняли - это было бы уже дело. И еще меня беспокоит - зачем нам показался Международный валютный фонд разве нам есть от него польза - нет. Те деньги "регионалам" в карман", - говорит Виктор Бабенко.
Спрашиваю, поднимутся ли на революцию, если результаты выборы пройдут с большим нарушениями.
"Скорее, нет. Мы уже стояли за Ющенко и ничего оно не дало. Мы патриоты, но уже отчаялись. В мире сегодня голосуют, а завтра результаты. А это будут тянуть до 17 ноября, чтобы у людей терпение лопнуло", - говорят мужчины.
Комментарии