Ексклюзивы
четверг, 14 ноября 2013 10:02

Невероятные приключения украинцев в Росии

Невероятные приключения украинцев в Росии

Известный предприниматель Виктор Нусенкис, который несколько лет тому назад перенес центр своей деятельности в Россию, недавно лишился важнейшего актива - угольной компании "Заречная". Не исключено, что аналогичная участь постигнет группу "Донецксталь", пока еще принадлежащую Нусенкису.

Если друг оказался вдруг

"Московский Комсомолец" опубликовал расследование, посвященное обстоятельствам приобретения "Заречной" концерном "Уралвагонзавод". В роли покупателя холдинга, в который, помимо кузбасских шахт, входит ряд других структур, выступило дочернее предприятие концерна - компания "УВЗ-Логистик". Автор публикации задался вопросом - в чем смысл приобретения актива, отягощенного долгами в объемах близкими к миллиарду долларов. Вдобавок права на "Заречную" оспаривает бывший партнер Нусенкиса - Геннадий Васильев, еще один выходец из Донетчины, в прошлом генпрокурор Украины и депутат ВР от Партии регионов.

Ответ на эти вопросы подсказывает структура собственности "УВЗ-Логистик". Оказывается, компания только на 50% контролируется государственным "Уралвагонзаводом", а вторая половина принадлежит частным фирмам. Собственниками одной из них являются топ-менеджеры различных структур "Уралвагонзавода", владельцы другой - неизвестные бенефициары кипрских оффшоров. Отсюда вывод - все риски и бремя возможных потерь, связанные с покупкой УК "Заречная" у Нусенкиса, ложатся на российский бюджет, а все "сливки" будет снимать узкий круг "заинтересованных лиц".

Но это только часть картины. Мы теперь представляем, почему "Заречную" купил "Уралвагонзавод". Но зачем ее продал Виктор Нусенкис? Какова его выгода в сделке? Ответ не так прост, как кажется. Долги? Но кого этим нынче удивишь. "Заречная" - современное угледобывающее объединение, ежегодно поставляющее на экспорт почти 10 млн т энергетических углей. Предприятию вполне по силам обслуживать свою задолженность. Иски Геннадия Васильева? Но Нусенкис живет и работает в России с 1997 года, а Васильев - чужак, которых российская судебная система явно недолюбливает.

Однако в феврале ситуация резко изменилась. Именно тогда стало известно, что Васильев заручился поддержкой российского консорциума "Альфа-групп". Альянс соперника с мощной структурой, одержавшей немало побед в корпоративных конфликтах, заставил нервничать Нусенкиса, который в свою очередь озаботился поиском партнеров. И он их нашел.

Шоу уральских пельменей

Почти одновременно с известием о сотрудничестве Васильева с "Альфой", "Уралвагонзавод" выступил с заявлением об учреждении совместного предприятия с "Заречной". Разумеется, никакого СП никто создавать не собирался - это был "месседж", адресованный, прежде всего, судебным органам: мол, соображайте, с кем имеете дело. И надо сказать, что вслед за этим Нусенкис удивительным образом выиграл несколько судов.

Но за помощь надо платить, и платить пришлось, что называется, по полной программе. В апреле "Заречная" заключила с "УВЗ-Логистик" договор транспортной экспедиции, в котором предусмотрена кабальная для угольщиков ставка грузоперевозок: тариф РЖД + 7%. За ним последовал договор, согласно которому "Заречная" обязуется с мая 2013 года по декабрь 2015 года поставить компании UVZ International 3 млн т угля. То есть 20% всей добычи кузбасский холдинг обязан продавать люксембургской "дочке" "Уралвагонзавода". При этом UVZ International внес предоплату в размере $80 млн, на незакрытую часть которой начисляются и ежемесячно выплачиваются проценты по ставке 6,5% годовых.

По первому договору в качестве залога Нусенкис предложил 100% акций ОАО "Шахтоуправление "Анжерское", по второму - 49% акций ОАО "Шахта "Заречная", головного предприятия холдинга. Так "Уралвагонзавод" оказался одним из крупнейших залогодержателей и кредиторов "Заречной", да еще получил право диктовать шахтерам, кому продавать и на чем перевозить уголь.

Логичным развитием ситуации стало заключение в августе предварительного договора купли-продажи УК "Заречная". "Уралвагонзавод" приобрел активы Нусенкиса за 660,5 тыс. рублей. Откуда взялась столь скромная сумма? Неужели все съели долги? Сомнительно. Год назад компания оценивалась в $1,5 млрд; например, каждый очистной комплекс стоит несколько миллиардов рублей, а их в компании 11. И это не считая сверхприбыльного морского терминала в латвийском Вентспилсе и прочих привлекательных активов.

Вероятнее всего, символическая цена отображала символичность сделки. Нусенкис рассчитывал, переждав бурю за широкой спиной "Уралвагонзавода", и впредь в той или иной степени контролировать свой бизнес. Но он просчитался, слишком доверившись партнерам, вхожим в важные кремлевские кабинеты. На "Уралвагонзаводе" не думали делить с кем-либо власть и деньги. На "Заречной" провели зачистку, избавившись от нусенкисовских кадров. Предприятие заполонили варяги: костяк новой управленческой команды составляют представители Новокузнецкого вагоностроительного завода, дружественного УВЗ.

На очереди Донецк?

По сути дела "Уралвагонзавод" совершил мягкий рейдерский захват "Заречной", воспользовавшись проблемами владельца компании, которому, впрочем, остается пенять на самого себя. Однако вряд ли на этом история завершится. Сегодня на повестку дня встает другой вопрос - не постигнет ли участь российского холдинга украинский актив Виктора Нусенкиса - группу "Донецксталь", в который входят металлургическое предприятие в Донецке, Ясиновский и Макеевский коксохимический заводы, шахтоуправление "Покровское".

У руководителя "Уралвагонзавода" Сиенко уже есть опыт "игры мускулами" в Украине: на металлургическом рынке хорошо известно, что именно он фактически закрыл для "Днепроспецстали" поставки в Россию, после того как руководство предприятия не смогло "правильно договориться" о сотрудничестве.

Не исключено, что "Уралвагонзавод", войдя во вкус приобретений, постарается прибрать к рукам переживающий, как и "Заречная", непростые времена донецкий холдинг. Буквально на днях международное рейтинговое агентство Standard&Poor's понизило кредитный рейтинг "Донецкстали", отметив, что компании в ближайшие два года предстоит рефинансировать обязательства объемом около $365 млн. Третий квартал "Донецксталь" закончила с убытком в 51,6 млн грн, хотя еще в первом полугодии почти на такую сумму - 53,4 млн грн - предприятие получило прибыль.

Между тем, "Уралвагонзавод", черпая щедрой рукой средства из российской казны, всерьез занялся скупкой дешевеющих угольных активов. К "Заречной" уже прибавилась Западно-Сибирская угольная компания. Уголь и кокс "Донецкстали" будут в этой коллекции совсем не лишними, как и металлургическая продукция. Что до Виктора Нусенкиса, который еще пару лет назад входил в десятку богатейших людей Украины, то ему, по всей видимости, остается вспоминать слова старинной баллады: "Не сетуй, хозяйка, и будь веселей - сама ж ты впустила веселых гостей!" При самом худшем для него исходе разбирательств с Геннадием Васильевым бывший хозяин "Заречной", стоявший у истоков одного из крупнейших угольных холдингов на постсоветском пространстве, терял половину бизнеса. Теперь он рискует лишиться всего.

 

Сейчас вы читаете новость «Невероятные приключения украинцев в Росии». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть