Юбилейный саммит Североатлантического союза подвел черту под 75 лет и заложил ориентиры на будущее. Возможно, впервые за существование НАТО то, что обсуждалось во время встречи лидеров стран-членов и наблюдателей в Вашингтоне 9-11 июля, вызвало мгновенную реакцию в разных уголках мира. Почему – рассказывает Gazetа.ua.
Над регионализацией
Северо-Атлантический альянс всегда позиционировался как структура выше региональной. Без этого не понять результаты юбилейного саммита.
До прекращения существования Организации Варшавского договора (ОВД) в 1991 г. была условная двойственность: Альянс на Западе и Варшавский договор на Востоке. Интересно, что Варшавский договор как раз и возник в ответ на нежелание НАТО принимать СССР. ОВД объединяла, кроме СССР, Польшу, Румынию, Албанию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию и ГДР. Это не мешало обоим военно-политическим блокам активно действовать вне Европейского континента, но точечно.
В настоящее время, более чем через тридцать лет с момента прекращения деятельности ОВД, военно-политическая турбулентность вполне может быть следствием того, что НАТО не достаточно быстро ответило на текущие риски.
По крайней мере, такие мнения неофициально звучали в кулуарах саммита НАТО в Вашингтоне 9-11 июля 2024 года. Юбилей – 75 лет основания Североатлантического союза – стал прекрасной возможностью задать вопрос, каким и для чего будет существовать НАТО в дальнейшем.
Сразу по всем направлениям
Даже по первым решениям саммита понятно, что Альянс ждет существенная трансформация. Основная цель – выйти за привычные для НАТО региональные рамки.
Во-первых, увеличатся расходы стран-членов на совместную оборону, сюда входит укрепление восточного фланга (европейские базы на границе с Украиной) и гарантированное финансирование обороны нашей страны (40 миллиардов евро на 2025 год).
Во-вторых, Альянс начинает мощно действовать сразу по нескольким направлениям. В частности, это Китай, Индо-Тихоокеанский регион и Азия. В связи с этим становятся более понятными большие отчисления в общий фонд НАТО.
"Традиционно НАТО было сосредоточено на евроатлантическом регионе. С опозданием Альянс осознал важность Индо-Тихоокеанского региона. Китай сейчас является главной фигурой в смысле растущего вызова мировому международному порядку, основанном на правилах", - считает старший аналитик Австралийского института стратегической политики. Этот регион экономически жизненно важен не только для НАТО, но и для всего мира, отмечает профессор, старший научный сотрудник Центра стратегии и безопасности имени Скоукрофта Рьо Хината-Ямагути. "Это расширение – не последнее", – предполагает он.
НАТО было основано для безопасности в Западной Европе, затем фокус сместился на защиту всей Европы, напомнил доцент Сингапурского университета Рубен Вонг, ныне он занимается уже Индо-Тихоокеанским регионом. По его мнению, "расширение военно-политического блока без явной военной угрозы не может не вызвать настороженности у стран".
Неотвратимый путь – шаткий мостик
На перспективное развитие Альянс открывает два новых представительства: в Украине и Аммане (Иорданское Хашимитское королевство, Северная Африка). В Северной Африке НАТО будет официально иметь представительство впервые в своей истории, но после тридцатилетнего сотрудничества с Иорданией, которое, по мнению Альянса, там является "маячком стабильности".
Что касается Украины, то в Киеве Высокопоставленный гражданский представитель НАТО будет координировать усилия по обороне.
Формулировка итогового коммюнике саммита по Украине не стала сюрпризом: страны-члены согласовали "необратимый путь" без конкретных дат.
"Не предлагать членство Украине - это упущенная возможность, - считает старший научный сотрудник по европейской безопасности Королевского объединенного института оборонных исследований Эд Арнольд. - У нас нет времени, а кто-либо может развернуть курс Украины, поскольку формулировки этого саммита не имеют юридической силы".
Впрочем, официальному Киеву остается радоваться этому. "Это сильный сигнал о членстве, - заявила вице-премьер Ольга Стефанишина. - Более того, это четкий сигнал России о будущем Украины".
Министр обороны Украины Рустем Умеров более откровенен: "Нерешительность с предоставлением нам оружия, разрешений и отменой запретов, - отнимает время. Время очень важно, но мы можем и способны это сделать (победить Россию на поле боя - Gazeta.ua)".
Новый "горячий след"
Итак, в Киеве формулировку коммюнике никого не возмутили. Но они вызвали бурю на другом конце света – в Китае. Напомним, НАТО обратил внимание на помощь КНР стране-агрессорке как решающий фактор продолжения войны в Украине. "Это увеличивает угрозу России для своих соседей и евроатлантической безопасности", – говорится в документе. 32 страны-члена НАТО призывают Китай прекратить поддерживать Россию материально и политически.
В ответ представитель КНР в Европе Линь Цзянь в четверг, 11 июля, заявил, что Альянс "пятнает его страну сфабрикованной дезинформацией". Призвал не вмешиваться в дела Азиатско-Тихоокеанского региона, потому что НАТО, мол, обеспечивает себе безопасность за счет других.
Активизация китайского направления в риторике НАТО состоялась на фоне беглых высказываний по арабо-израильского конфликта. Сектор Газа, Израиль, Ливан и Сирия в Вашингтоне почти не упоминали.
Но в четверг, 11 июля, актуализировался трек Виктора Орбана – неугомонный венгерский премьер встретился с экс-президентом Дональдом Трампом. За несколько часов до этого Трамп на предвыборном мероприятии подверг критике действующие власти США за чрезмерные расходы в Альянс, который вряд ли способен защитить Соединенные Штаты в случае угрозы.
Засев на будущее
Тем временем президент Владимир Зеленский побывал в Конгрессе США, где встретился со спикером Палаты представителей Майком Джонсоном, с лидером демократов Сената Чаком Шумером и лидером республиканцев Сената Митчем МакКоннеллом. Говорил о ситуации на поле боя и о необходимости снять запрет на дальность применения западного, в частности, американского оружия. Джонсон высказался "за". Таким образом, двухпартийная поддержка Украины продемонстрирована на высшем уровне.
И это хорошая подстраховка, потому что, по некоторым источникам, лидеры стран-членов НАТО в кулуарах выражали обеспокоенность тем, способен ли Джо Байден руководить США уже сейчас. Впоследствии это подтвердил и Майк Джонсон, но заметил, что это были частные разговоры. Итак, Зеленский не зря побывал в Конгрессе США.
(Не) могло быть лучше
В Украине сухой итог юбилейного саммита НАТО оценивается как частичная победа официального Киева. Расширение Альянса очевидно, вместе с тем, подход к российской войне в Украине может приобрести новые нюансы. В настоящее время позицию НАТО можно назвать политически четкой, но военно - неопределенной.
Поскольку даже обещанные системы ПВО и самолеты кардинально не отразятся на ситуации на поле боя, рассказал Gazeta.ua политический аналитик Александр Кондратенко.
"Особенно после 8 июля 2024 года мы понимаем, что этого недостаточно, задача не решается. Вдобавок, формулировка коммюнике саммита о "необратимом пути" очень размыта. "Необратимый" путь может быть и 30 лет, и 50 лет. Учитывая, что НАТО - Коллективный орган, вообще может быть путь самурая - "есть только путь". которую нам согласовали на 2025 год, не дает возможности нарастить военную мощь Украины. Это лишь латание дыр.
Александр Кондратенко не исключает, что в непубличной плоскости нам дали "добро" удары по территории РФ по законным целям, но не все страны-члены НАТО.
Горькие аргументы
На самом деле "необратимый путь" является достижением, потому что Байден был категорически против, но после российских обстрелов 8 июля вынужден был согласиться, - отметил глава общественной организации "Украина в НАТО" Юрий Романюк. "Мы понимали, что приглашения на вступление не будет, а во всем остальном, по финансовой помощи, все стороны ратифицировали соглашения о выделении средств", - отметил он.
В качестве существенного позитива он оценил новый Центр командования в Висбадене, в том числе, как предохранитель на случай победы на президентских выборах Дональда Трампа. Уделено внимание и ПВО, "будут еще десятки, если не сотни, систем ПВО", подчеркнул он. Особенно позитивно для Украины признание Североатлантическим союзом роли Китая в войне в России.
Новую базу в немецком Висбадене может возглавить Столтенберг, предполагает кандидат политических наук Алексей Буряченко, а сам Альянс сейчас балансирует между тем, чтобы трансформироваться в фундамент европейской армии, или изменить де-факто роль США, что позволит Вашингтону освободить средства для реагирования на значительные угрозы для Альянса. В таком случае, по версии эксперта, США сосредоточатся на безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона.
"И третий вариант – США перезагружают свой статус мирового лидера и тогда нужно будет смотреть, готовы ли они включаться в мировые процессы и есть ли у них на это ресурс", – подчеркнул Алексей Буряченко в комментарии Gazeta.ua.
Следовательно, значение саммита выходит за рамки Европейского континента. Поэтому когда в Украине говорят о членстве в НАТО, нужно понимать, куда движется Альянс и какие при этом цели нашей страны. Однозначно то, что "сейчас у нас самая близкая точка сближения с НАТО за всю новейшую историю Украины", - отметил Алексей Буряченко.
Комментарии