Украина станет успешной, если развалить олигархические монополии - в экономике, политике, средствах массовой информации. Тогда появится конкуренция, которая даст толчок для развития. Заработают лифты для людей с идеями и знаниями. А президент Порошенко потеряет свою конкурентоспособность. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказывает народный депутат Виктор Чумак.
У Петра Алексеевича системная ошибка - всех хочет держать на поводке и за веревки дергать. Всем руководить лично. А в политике так нельзя, нужно как можно больше полномочий делегировать, - говорит внефракционный народный депутат Виктор Чумак, 59 лет.
Встречаемся 1 марта в его кабинете на третьем этаже комитетов Верховной Рады на ул. Садовой. Возле рабочего стола фото, на котором Виктор Васильевич с президентом Порошенко в Верховной Раде.
Это не с Петром Алексеевичем фотография, а момента, когда принимали закон о Национальном антикоррупционном бюро - 14 октября 2014 года. Тогда я докладывал из трибуны, бился за него. А потом президент забрал его себе и говорил, что лишь он является автором. Теперь Порошенко - "отец" бюро, которое хочет уничтожить, - объясняет Чумак.
Президент чем-то удивил на своей пресс-конференции 28 февраля?
Нет. Абсолютно постно, прогнозируемо. Теперь понятно, как будет строиться его предвыборная кампания. Сказал: давайте закрепим европейский и евроатлантический выбор в Конституции. В этом нет смысла. Международные объединения подвижны: сегодня есть, а завтра нет. Ориентироваться надо не на объединение, а на ценности. Если хотим видеть Украину европейской страной с демократией, верховенством права, неотвратимостью наказания, антикоррупционной политикой - нет необходимости становиться членом ЕС. Нужно это здесь делать. И они сами скажут: идите на нас.
Если будем двигаться в нынешнем темпе, то через 35 лет станем такой бедной страной Европы, как нынешняя Болгария
Пока что нам говорят - ни сегодня, ни завтра.
А зачем мы им? С нашим уровнем бедности. У нас средняя и минимальная зарплаты ниже, чем в Молдове.
Экономисты говорят - если будем двигаться в нынешнем темпе, то через 35 лет станем такой бедной страной Европы, как нынешняя Болгария. А премьер Гройсман хвастает 2 процентами экономического роста. Говорит, что это - огромная победа. Но это страшная измена и горе. Чтобы выбраться в цивилизованный мир, нужен ежегодный рост не менее как 10-12 процентов. Для этого должны уничтожить монополию олигархов, потому что она убивает все.
Президент на пресс-конференции сказал, что уже провел деолигархизацию.
Наоборот: олигархи стали партнерами главы государства, который и сам является олигархом. Ахметов - в энергетической сфере, Косюк - в аграрной. Поэтому Порошенко проводит проолигархическую политику. Половина парламента - представители олигархов, принимают законы в их интересах.
Кто из олигархов больше всех влияет на президента?
Ахметов. У него с Порошенко наибольший общий бизнес через ДТЕК (частная энергетическая компания. - Gazeta.ua). Компания ICU Пасенюка и Гонтаревой (Макар Пасенюк - внештатный финансовый советник Порошенко, Валерия Гонтарева - глава Нацбанка. - Gazeta.ua) скупила большое количество долговых активов ДТЕК. Это - такой себе кошелек Петра Алексеевича. Он и Ахметов - реальные партнеры в бизнесе.
Чтобы сделать страну успешной, надо развалить олигархические монополии - в экономике, политике, средствах массовой информации
Почему Порошенко оказался неуспешным президентом?
Потому что он процветающий олигарх. Чтобы сделать страну успешной, надо развалить олигархические монополии - в экономике, политике, средствах массовой информации. Тогда появится конкуренция, которая даст толчок для развития. Монополии - это когда все застывает, останавливаются все лифты: социальные, политические, профессионального роста. У талантливых людей нет возможности пробиться наверх. Если разбить эти монополии, президент Порошенко потеряет свою конкурентоспособность. Конкурентными будут люди с идеями. А у таких как Петр Алексеевич есть только деньги и связи.
Каким образом разбить монополии?
Во всем мире были большие монополии. Для того, чтобы их разбить, часть оставляли владельцу, а 80 процентов продавали на аукционах, создавали открытые акционерные общества. Это не национализация, экспроприация или социализм. Владелец получает деньги, вкладывает их в национальные банки, не выводит в оффшоры. Банки капитализируются, увеличивают объем оборотных средств, уменьшают кредитные ставки - для всех плюс. Запускается процесс оздоровления экономики и страны в целом.
Следствием олигархической системы в Украине является коррупция. Ее формула простая, как двери - монополии плюс своеволие и минус ответственность. Монополии не дают развиваться малому и среднему бизнесу, люди получают низкие зарплаты, едут из страны. Уменьшается количество тех, кто производит национальный продукт, денег у обращения, налогов, возможности платить пенсии. Такую систему невозможно реформировать, ее нужно снести и построить из чистого листа совершенно иную. Должны работать два главных принципа - верховенство права и неотвратимость наказания.
Это все прописано в законах.
Формальные законы и реальны общественные отношения сегодня не то, что не связанные. Это - два разных мира.
Несколько вопросов на пресс-конференции касались выборов, в частности, будет ли президент баллотироваться на второй срок. Действительно ли еще не решил?
Будет принимать это решение, в зависимости от его поддержки в стране в конце года. Пока что Порошенко в теплой ванне. Есть люди, которые рисуют ему цифры. Мол, если пойдем на выборы, сможем за счет административного ресурса, мэров набрать столько-то. Но такие цифры всегда надо делить на два. Реальную картину увидим где-то в декабре. Тогда примет решение окончательно.
Порошенко даже во второй тур не выйдет. Если будет баллотироваться, то в первом туре наберет 9 процентов
При каких условиях Порошенко может победить в 2019 году?
Такой условий нет. Даже во второй тур не выйдет. Если будет баллотироваться, то в первом туре наберет 9 процентов. Может и не пойти на выборы.
А кто наверняка попадет ко второму туру?
Высокая вероятность, что Юлия Тимошенко. В первом туре за нее будут голосовать социалисты, патерналисты, популисты. Может набрать от 22 до 32 процентов. А вот относительно второй фигуры ясности пока что нет.
За Тимошенко будут голосовать социалисты, патерналисты, популисты
Это может быть неожиданный кандидат?
В декабре картина приблизительно вырисуется. В первом туре каждый избиратель ищет своего кандидата. Их может быть аж 25 - и каждый из них получит свои голоса. Но есть группы кандидатов, которые представляют один избирательный кластер. Петр Алексеевич будет идти от власти. Сегодня ее поддерживают от силы 10-12 процентов граждан. И больше этой цифры он не наберет. При нем проголосуют бюджетными - и то далеко не все, и те, кого прижмут.
Второй кластер - где работает Тимошенко. Кроме нее, там еще есть Ляшко, Королевская, Каплин, Кива, Рабинович.
Третий - условно правые и радикалы. Это Билецкий, Тягныбок, Ярош. Туда дрейфуют Семенченко с Соболевым.
Еще один кластер - просоветский. Те, кто ностальгирует за колбасой по два двадцать, и ориентирован на Россию, Путина. Таких - от 10 до 15 процентов. В этой нише работают Бойко, Вилкул, Мураев, Добкин.
Последний кластер - это демократы. Они никак не поймут, что лишь объединившись, выдвинув кого-то одного, у них будет шанс выиграть и изменить страну. Происходят процессы, когда к людям начинает доходить - надо договариваться.
Говорят о создании единственной партии власти при участии "Блока Петра Порошенко", "Народного фронта" и Владимира Гройсмана. Они способны объединиться?
Вчера - да, сегодня - уже нет. Вопрос: вокруг кого и для чего? Их вместе в нынешней Верховной Раде есть 220 людей. Из них пройти в следующий парламент смогут от силы 30 по списку. Петр Алексеевич обещал мажоритарникам по 50 миллионов гривен на округ для того, чтобы они его поддержали. Гройсман и Данилюк (министр финансов. - Gazeta.ua) говорят: у правительства таких денег нет. Эти проценты: 50 – Петру Алексеевичу, 30 - Яценюку с Аваковым, 20 - Гройсману или Кличко (такая информация о договоренностях относительно распределения процентов была в СМИ. - Gazeta.ua) - это проценты в братской могиле. Поэтому УДАР Кличко думает о каком-то самостоятельном существовании. А у Гройсмана в запасе есть "бронепоезд" - винницкая Европейская партия. Переименует ее на всеукраинскую и объединится с "Народным фронтом". Сегодня Гройсман намного ближе дружит с Аваковим, Яценюком и Парубием, чем с Порошенко.
Могут поставить первым номером Турчинова и сказать: "Он выигрывает войну". Вторым - Гройсмана: "Он провел реформы". Третьим номером - Яценюка: "Наилучший премьер, которому не дал работать президент"
Если Гройсман объединится с "Народным фронтом", на какой процент голосов будут претендовать?
Все будет зависеть от технологии. "Народный фронт" никто не знал к выборам 2014 года. Но провели агрессивную рекламную кампанию, задействовали новые лица. И могут поставить первым номером Турчинова (секретарь Совета нацбезопасности и обороны. - Gazeta.ua) и сказать: "Он выигрывает войну". Вторым - Гройсмана: "Он провел реформы". И все забудут о Петре Алексеевиче, что это были его 144 реформы, его война. А Яценюка поставить третьим номером: "Наилучший премьер, которому не дал работать президент". И запустить двухмесячную рекламу.
Мы - аграрная страна, ми имеем что имеем. Поэтому холодильник проигрывает телевизору.
Достаточно неожиданно в первом чтении прошел законопроект об Антикоррупционном суде.
Это прогнозировалось. Никто не думал его валить. В первом чтении президентский проект не отвечает никаким европейским требованиям. Но Порошенко не хочет его отзывать. Реальные намерения увидим впоследствии. Если начнут вносить изменения, которые улучшат его, - замечательно. А может быть наоборот. Если во втором чтении за законопроект не проголосуют, тогда придется все начинать опять. А если поддержат в редакции президента, это не будет устраивать Международный валютный фонд - тоже все заново. А Порошенко будет рассказывать: "Плохой парламент не смог принять хороший закон, что я подал".
Многие мажоритарщики понимают, что новый избирательный кодекс не страшен для них
Второй важный законопроект - избирательный кодекс с открытыми списками. Он уже прошел первое чтение. Хватит ли голосов для его принятия?
Ситуация непростая для власти. 226 голосов "за" вышли из испуга. Не посчитали: "Голосуйте как хотите. Не важно". Международные партнеры аплодируют: "Вы обещали, делайте". Сдавать назад нельзя. Провалил бы парламент - Петр Алексеевич снова бы сказал: "Это плохая Верховная Рада". Более того, автором законопроекта является Андрей Парубий. Если не принять кодекс, который подает председатель Верховной Рады, член коалиции, член второй за количеством фракции парламента, то простите, чего стоит коалиция. А еще: Парубий действительно хочет принять этот кодекс. Изменить избирательную систему - это поставить себе монумент на всю жизнь.
Многие мажоритарщики понимают, что кодекс не страшен для них. Напротив - будут иметь преимущество относительно других кандидатов. Мажоритарщики работают в своих округах, их там знают. Поэтому им данный закон скорее выгоден.
Но есть и такие, которые знают : партии их к себе не возьмут. Они неконкурентны в открытых политических соревнованиях. Могут зайти в Верховную Раду только через засевание гречкой, ремонт подъездов, асфальтирование дорог, через прямой подкуп. Эти будут торпедировать принятие кодекса.
Стоит ли проходной барьер в Верховную Раду снизить до одного процента?
Это было бы замечательно. Но в нынешних условиях такое невозможно. Я вообще за отмену проходного барьера. У нас политически не структурированное общество. Чтобы оно организовалось за идеологическими, программными, ценностными ориентирами, нужны политические партии, которые эти идеологии, программы и ценности будут продвигать. Чем больше таких партий люди будут видеть, тем лучше будут понимать, какая идеология им подходит. Потому что у нас за идеологию - гречка, обещания или давление. Ими пользуются большинство политсил. Поэтому - чем ниже барьер, тем быстрее структурируется общество. В избирательном кодексе я подал поправку, чтобы снизить барьер с 4 до 3 процентов. Можно опустить до 2 процентов, чтобы состыковать между собой два закона - избирательный и о финансировании партий. Тогда политические силы, которые набирают 2 процента, становятся парламентскими и получают государственное финансирование.
Впереди стоял Порошенко, за ним - Саакашвили, Абромавичус, Яресько, Деканоидзе, Згуладзе. А позади - Кононенко, Грановський, Березенко, Третьяков, Луценко
О чем история с Саакашвили в Украине?
Это история об обмане, имитации и ширме. Все экспаты, которые приехали с Саакашвили, выступили в качестве дымовой завесы для Петра Алексеевича. Впереди стоял Порошенко, за ним - Саакашвили, Абромавичус, Яресько, Деканоидзе, Згуладзе. А позади - Кононенко, Грановський, Березенко, Третьяков, Луценко. И дальше дерибанили государственные потоки. Потом экспаты не захотели быть ширмой. Первым начал кричать Абромавичус - о давлении Кононенка. Впоследствии Саакашвили понял, что его в Одесскую область послали не ради реформ. Там все были против него. А президент подыгрывал им.
Но гражданство дал.
Гражданство раздавали направо и налево. Это показывает, что Порошенко относится к государству, как к своей собственности.
Саакашвили выигрывает все суды в Европе. Ни предоставление гражданства, ни лишение, ни выдворение из Украины даже близко около закона не лежали.
Какие выводы из этой истории должны сделать политический класс и общество?
Нельзя нивелировать главные институты государства. Нельзя выступать от ее имени как самодержец: хочу даю, хочу - нет. Президент - это нанятой менеджер. Когда начинает ведет себя как самодержец, это подрывает репутацию не только его, но и государства.
Не нужно искать мессий за рубежом. Есть большое количество людей, которые еще не выехали из страны и способные изменить ее.
Президент для себя какие-то выводы сделал?
Нет. Он всегда прав. Вы слышали, что он сказал: "Саакашвили - бедный человек".
Какие настроения преобладают в обществе?
Ссылаюсь на социологию. 73 процента граждан считают, что страна двигается неправильно. 80 - не доверяют власти. В частности президенту - 56 процентов, правительству - 67, Верховной Раде - 82, судам - 90 процентов.
Что-то изменится в течение 2018-го?
Это будет тяжелый год. С декабря 2018-го до октября 2019 года проведут избирательную кампанию. У нас опять появляется шанс. Первый был при Ющенко - профукали. Потом Революция достоинства. Сказать, что профукали - нельзя. Мы изменили страну. Повернули в правильное русло, но не довели до конца деолигархизацию. В значительной степени потому, что после Майдана страну возглавил олигарх. Поэтому наш главный шанс - выборы президента.
Путин должен знать: любое наступление может привести к такому количеству жертв, которое внутри России ему не простят
Ожидаете ли в этом году изменений в войне на Донбассе?
Нет. Осторожно отношусь к миротворческой миссии. Мировой опыт показывает: они замораживают конфликт. Заграбастанные территории не возвращают. Поэтому если пойдем на миротворческую миссию, то будем иметь замороженный конфликт. Там легитимизуют местные так называемые властм. Другой вопрос: есть ли у Путина желание заканчивать такую форму войны? Нет. Ему не нужен Донбасс, тамошние люди. Ему надо, чтобы мы имели постоянную проблему. Хочет втиснуть в состав Украины территорию, что он контролирует. Это его задача.
А какая наша задача?
Выиграть войну. Это комплексный путь - дипломатический, международный, военный. Нам нужна такая военная потуга, чтобы не имели больше котлов - ни Дебальцевских, ни Иловайских. И Путин должен знать: любое наступление может привести к такому количеству жертв, которое внутри РФ ему не простят.
Должны настаивать на усилении санкций международным сообществом. Более того, Донбасс - это не главное, а производное от Крыма. Если Донбасс - это гибридная война и там не видно Путина, то Крым - это прямая аннексия нашей территории. Такое в цивилизованном мире не прощают.
Третий фактор - главный: уровень жизни в Украине. Он должен быть намного лучше, чем на оккупированных территориях. Тогда за полгода ни одного сепаратиста не останется. А Крым сам прибежит к нам.
Какой президент Украине необходим на этом этапе развития?
Который сломает олигархический уклад государственного управления. Причиной бедности в стране является не плохое образование, система здравоохранения, отсутствие или наличие природных ресурсов. Причина бедности - ужасная система государственного управления. Сумеем сломать ее и построить новую систему - полетим вперед.
Какие позитивные изменения после Майдана состоялись во власти?
Она стала более открытой. При Януковичу не считались с общественными настроениями. Сегодня реагируют. Боятся людей.
Все соревнуются в открытости. Верховная Рада - наиболее открытый орган власти. Почему на нее все прут? Потому что там ничего не спрячешь. Президентская должность находится немного в тени. Но от Мальдивов он не спрятался - за это пришлось отвечать. Так же генеральный прокурор не спрятался на Сейшелах. Люди услышали их ответы и все больше понимают, чего стоит эта власть.
Комментарии
1