За двое суток после прекращения работы файлообменника EX.UA пользователи интернета заблокировали несколько сайтов государственных учреждений - МВД, Кабмина, президента, СБУ, а также Партии Регионов и КПУ.
Следствие отозвало требование о блокировании EX.UA, согласно которому позавчера регистратор Imena.ua прекратил обслуживание домена, в результате чего файлообменный ресурс стал недоступен.
- Нынешний "наезд" власти на популярный файлообменник - в определенной степени неожиданность, - отметил Gazeta.ua руководитель общественной организации "Братство" Дмитрий Корчинский. - Просто сработали какие-то колесики в недрах МВД: жернова правосудия мелют медленно, но верно. Но закономерность состоит в то, что Украина присоединилось к наиболее отвратительным международным тенденциям в плане защиты так называемого авторского права. Это приобрело каких-то уродливых форм, о чем говорит вся европейская интеллигенция. Эта защита ограничивает доступ человека к информации и создает дополнительный налог в пользу энергетического интернационала. Мы берем из Европы не демократию, а хуже всего, что у нее есть.
Единственным автором всех идей и творений является Господь Бог. Те люди, которые считают себя авторами, просто черпают информацию из Вселенной. Во-вторых, одно дело - плагиат, а другое, что превращается в монополию. Понятие авторского права столько раз искажены, что в эпоху информационного общества почти потеряло всякий смысл.
О чем свидетельствует бурная реакция украинского интернет-сообщества?
Людей действительно заделы за живое. На этом домене публика черпала не только сериалы, а и качественные андеграундные фильмы, авторское кино, много некоммерческих материалов, которые трудно найти где-либо. Это был добротный и очень удобен, раскрученный ресурс.
Во-вторых, вообще уже достало все. Поэтому реакция возникла сразу. Если другие наезды государства на граждан требуют много усилий, чтобы их отбить или организовать сопротивление, то благодаря интернету люди быстро организовались и в ответ наехали на интернет-ресурсы власти. Все произошло по законам партизанской войны: в первую очередь надо бить по легчайших целях. Никто не нападает на штаб дивизии. Нападают на полковую кухню - то есть, на то, что наименее защищенное и легко отбить у врага.
Является ли эта реакция пользователей интернета проявлением внутреннего напряжения в обществе?
Безусловно, напряжение нарастает. Любой шаг властей вызывает раздражение или ненависть к ней, причем у всех. Януковичу наконец удалось объединить нацию в ненависти к себе. Реакция в интернете - это продолжение того, что происходит у нас на кухнях, на улицах и базарах.
При каких условиях это может выплеснуться на улицы?
Уже достаточно всего для того, чтобы гнев из интернета вышел на площади. Не хватает не условий, а возможностей. Где-то оно порвется. Что-то такое случится, что люди уже не будут терпеть. Последние годы власти постоянно наезжала на свободу в интернете, делала всякую гадость. Но взорвалось сейчас - в связи с закрытием файлообменника. Так же и в жизни - что-то должно случиться, что всколыхнет всех по-настоящему.
Это можно назвать интернет-майданом?
Я бы сравнил это не с нашим мирным Майданом, где никому не наступили на ноги, а площадью Тахрир или с виртуальными Афинами. Наконец и у нас что-то случилось настоящее и взрослое. Об этом будет написано в учебниках истории как пример гражданского сопротивления. Это рекорд, что за два дня упало столько властных сайтов. Интернет предоставляет новые возможности для самоорганизации, которые наконец украинская общественность стала использовать. Украинцам есть чем гордиться перед греками и египтянами. По крайней мере в онлайне мы не хуже, чем они в оффлайне.
Вы сами включились в эту акцию?
Безусловно, и с очень большим азартом. Тоже нажимал на кнопки со своими ребятами. Радовались, когда удавалось завалить тот или иной провластный сайт. Это прекрасный пример самоорганизации. Успех стал возможным потому, что в этом движении не было вождей и ведущих партий. Если бы кто-то появился, то на этом бы все и прекратилось. Это пример того, что общественности вожди и партии не нужны, без них все получается более бодро. За последние полтора года лучшее акции неповиновения выходили тогда, когда была инициатива и самоорганизация людей.
Какой сигнал для власти подало общество? Где еще может прорвать?
Общество уже не первый раз посылает сигналы. Но нынешняя власть просто не реагирует. У нее какая-то упрямая позиция. Она часто наезжает на граждан, но когда встречается с сопротивлением, то отступает, чтобы наехать снова. У нее простые реакции одноклеточного организма. Пока это эффективно. По крайней мере, они у власти, а не мы.
Если власть позволит работу EX.UA, как это будет воспринято обществом?
Как тактическую победу над властью. Такой результат покажет, что сопротивление всегда целесообразно и эффективно.
Может, власти хотят запустить подобный ресурс, но с другим владельцем?
Я сомневаюсь. Этот ресурс, безусловно, приносил деньги владельцу, но не такие средства, о которых могла бы задуматься украинские власти. Она занимается облэнерго, кражами газа и подобное. Там речь идет о сотнях миллионов и миллиарды. Интернет-ресурс могут создавать не только крупные бизнесмены, но и фанатики своего дела. Поэтому владелец шахты или комбината, у которого есть деньги, удачный файлообменник не создаст.
Какой выход для власти из этой ситуации?
Власть как бы уже сделала шаг назад, начала бросать подачки. Менты говорят, что возвращают серверы, дадут возможность работать ресурсу EX.UA. Но, на мой взгляд, не стоит на это вестись. Надо развивать успех, валить все сайты власти. Мои друзья сравнивают нынешнюю ситуацию с Колиивщиной. Приняли Умань и успокоились, не пошли на Белую Церковь. На этом восстание и закончилось. И вот сейчас после обрушения нескольких сайтов проводят голосование, что нужно ограничиться петициями. Но революцию нельзя останавливать, надо идти как можно дальше, пока она не иссякнет. Я предлагаю завалить сайт Гидрометцентра в знак протеста против холодной погоды.
Комментарии
77