Действующая редакция статьи 368-2 Уголовного кодекса Украины - "Незаконное обогащение" действует с 4 марта 2015-го. Принимая ее, законодатели планировали применять нормы статьи для расследования дел, связанных с владением должностными лицами активами, происхождение которых они не могут объяснить. Однако, как оказалось, 3,5 года действия данной статьи не было вынесено ни одного судебного приговора.
Причины этой проблемы и пути ее решения обсудили 6 сентября в редакции газеты "Голос Украины" на круглом столе народные депутаты Украины, представитель Верховной Рады Украины в Конституционном Суде, заместитель генерального прокурора Украины, ведущие украинские ученые.
Как оказалось, формулировки статьи 368-2 прямо противоречат не только ст. 62 Конституции Украины, гарантирующей презумпцию невиновности. Также существует противоречие статьи 17 УПК Украины - "Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении уголовного преступления и должен быть оправданным, если сторона обвинения не докажет виновность лица вне разумного сомнения".
Участники круглого стола подчеркнули, что именно для решения данной проблемы в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования механизма предотвращения коррупции (№8517).
Заместитель главы Комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции народный депутат Игорь Попов сообщил, что законопроектом предусматривается приведение законодательства в соответствие с Конституцией Украины и международных конвенций.
"Пока что единственным последствием системы электронного декларирования стали публичные скандалы. Мы должны дать правоохранительным органам действенный инструмент контроля расходов должностных лиц, проверки деклараций и наказания виновных в случае доказательства незаконного характера приобретенных активов", - считает парламентарий.
Подводя итог дискуссии, представитель Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Анатолий Селиванов заявил, что данный законопроект относится к "закону общественного спокойствия".
"Такие законы принимаются для того, чтобы гражданин был уверен в существующей системе контроля за доходами должностных лиц", - отметил Селиванов.
Комментарии