"Слуги народа" вывели из системы Prozorro строительство большой кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева стоимостью в почти 100 млрд грн. Об этом Gazeta.ua сказала основательница общественной организации "Лига антитраста" Агия Загребельская.
Так прокомментировала сегодняшнее голосование в Верховной Раде изменений в Закон "О публичных закупках".
"Не помню подобного, чтобы в законе прямо прописали, что закупки строительства большой кольцевой дороги вокруг Киева будут проводиться не в соответствии с нормами закона "О публичных закупках".
Это означает, что закупки будут не в системе Prozorro, а в кабинете руководителя Укравтодора. Где тот сам определит компанию, которая будет строить участок дороги. И вместе с ней договорится - за какую сумму.
Простыми словами упрощается процесс "Большого воровства". Чиновникам не нужно будет публиковать в Prozorro никаких требований к подрядчикам, аукционам, публиковать договоры и так далее. Что упрощает коррупционные схемы.
Это может быть пробным шаром. Если прокатит, то завтра по такой же схеме могут вывести все ремонты, строительства дорог. Или другие закупки, которые захотят", - говорит эксперт.
Ситуация выглядит, как "середина финала Prozorro", на которую нападают "слуги народа", говорит юрист.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Университет Зеленского: зачем президенту новый вуз
Также вывели из открытых, конкурентных все торги для подготовки ко Дню Конституции и Дня Независимости, говорит эксперт.
"Фактически в ручном режиме. Кучу бюджетных денег могут потратить непрозрачно, распределять между своими подрядчиками. В будущем это может быть в том числе вуз, который обещает построить президент"
Проголосованный законопроект удобный для чиновников, распределяющих бюджетные средства: "Смогут это делать за закрытыми дверями. Никто не будет оспаривать, конкурировать по цене. Смогут таким образом защитить свою коррупционную маржу".
"С другой стороны это выгодно приближенным к команде Зеленского компаниям. Которые имеют договоренности с этими чиновниками о том, что они будут покупать именно у них. Убеждены, если занесут коррупционный откат, то им ничего не будет мешать", - говорит Агия Загребельская.
Также изменили процедуру обжалования. Антимонопольный комитет сможет не рассматривать любую жалобу бизнесмена, если считать, что доказательств не достаточно, говорит эксперт.
"Если раньше жалобы в АМКУ рассматривали государственные уполномоченные - те, кого назначал президент по представлению премьер-министра и предложения председателя Антимонопольного комитета. Так теперь тендерные жалобы бизнеса будут рассматривать не государственные уполномоченные, а новые должностные лица, члены комиссии. Которых будут назначать единолично председатель АМКУ", - говорит юрист.
"Если президент законопроект не ветирует, тогда Владимир Зеленский в том числе заинтересован, чтобы соответствующая поправка была принята", - говорит Агия Загребельская.
20 мая Верховная Рада назначила Александра Кубракова министром инфраструктуры. Ранее он возглавлял Укравтодор.
Кубраков занимается "Большой стройкой". В прошлом году больше всего средств фонда борьбы с Covid-19 потратили на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог государственного значения.
Комментарии