Лидер "Основы" о том, как возглавляемая им команда реанимирует украинскую экономику
Партия "Основа" - новая амбициозная сила на политической арене. В своей деятельности она руководствуется экономической Программой стремительного развития, которая после прихода "Основы" к власти поставит страну вровень с развитыми державами. Публикуем интервью с главой партии Андреем Николаенко, опытным дипломатом и экономистом. Он пояснил на международном опыте реалистичность задач "Основы".
Миллионы украинцев сегодня тщетно ищут работу, покидают страну в поисках заработков. Насколько реальны обещания вашей партии создать два миллиона рабочих мест?
Два миллиона - обоснованная цифра. Вспомните годы вывода американской экономики из рецессии во времена президентства Обамы. Он предоставил тогда рекордные 22,3 млн вакансий (за 2010-2016 годы). В среднем получается почти 3,2 млн рабочих мест за каждый год реформ. Иными словами, Обама при выводе США из рецессии обеспечил работой в среднем каждого 7 го экономически активного американца.
А что украинцы будут иметь в случае реализации вашей Программы?
Мы обязуемся создавать новые рабочие места из расчета одна дополнительная вакансия на каждые 9 экономически активных украинцев. И сделаем это за счет возобновления эффективных производств, преступно закрытых в последние годы, а также благодаря расширению и созданию перспективных новых. Показательный пример в этом отношении продемонстрировала Южная Корея. За два поколения она прошла путь от отсталой аграрной страны, какой Украина по сути уже стала, к одному из мировых индустриальных лидеров, уверенно закрепившись в Большой экономической двадцатке.
Поясните, пожалуйста, ваши инициативы по налогообложению. Не приведет ли предлагаемое снижение налогов к замедлению украинской экономики?
Ни в коем случае. За счет снижения фискальной нагрузки в 1,5-2 раза партия "Основа" добьется вывода экономики из тени и притока крупных инвестиций в страну. Благодаря этому экономика начнет быстро расти. Примеров развития по такому сценарию в мировой истории немало. Не так давно в Европе как раз благодаря резкому снижению налогов появился внушительный "Кельтский тигр" Ирландия. Основой ирландских экономических реформ в конце 90-х начале 2000-х годов стала именно низкая ставка корпоративного налога в 10-12%. Прирост ВВП в отдельные годы "кельтского скачка" превышал 10-11%.
Резкого притока инвестиций в страну за счет либерализации налогового законодательства в начале 2000-х добилась и Турция. Страна тогда переживала очень сильный экономический кризис. Но власть отважилась снизить налоговую ставку на прибыль с 30% до 20%, то есть установить ее даже ниже уровня ЕС и азиатских стран на то время. Тем самым Турция фактически открыла дверь инвестициям. Объем поступлений быстро возрос в десятки раз. Уже в 2007 году в страну пришло $22 млрд инвестиций, хотя в 2003-м просочился лишь $1 млрд.
Постсоветские страны тоже добивались успехов в экономике за счет снижения фискального пресса?
В ходе экономических реформ налоговую политику существенно смягчала, к примеру, Польша. В 1990-х годах ставка налога на прибыль в этой стране была уменьшена с 40% до 19%. Вследствие принятых налоговых и других мер к 1994 году открылись почти 600 тыс. новых предприятий в сегменте малого и среднего бизнеса. Ими было создано более 1,5 млн рабочих мест. Темпы роста экономики возросли с 2% в 1992 году до 7% в 1995-м. Удалось обуздать и гиперинфляцию с 600% в конце 80-х годов до 1,3% уже к 2003 году. В стране изначально был заложен надежный фундамент для развития, и теперь экономика Польши стабильно растет уже почти 30 лет.
Либеральная налоговая реформа проводилась в 2000-х и в Грузии. Количество налогов было сокращено с 22 до 7, ставки налогов были тоже снижены: социальный взнос с 33% до 20%, налог на прибыль с 20% до 15 %, налог на дивиденды с 15% до 5%. Упрощались и процедуры по открытию нового бизнеса, что позволило стране взлететь в международном рейтинге легкости ведения бизнеса со 112 места на 12-е (за 8 лет, к 2011 году). А валовый внутренний продукт Грузии возрос к 2014 году в 4 раза и достиг отметки в $16,5 млрд (против $4 млрд в 2003 году).
Насколько важно для успешности реформ сокращение аппарата чиновников в Украине?
В этом отношении примечателен пример все той же Грузии. В начале 2000-х годов страна пребывала в колоссальном кризисе. И было решено нанести удар по чиновничьему аппарату. За 2004-2008 годы его численность была сокращена почти в 2,5 раза. В "кельтской" Ирландии тоже не побоялось пойти на непопулярный шаг по сокращению численности чиновников количество рабочих мест в госсекторе было уменьшено на 27 тыс. Сокращала и Турция свой бюрократический госаппарат в ходе реформ. Более того, Турция практически не допустила чиновников к регулированию бизнеса. Во все регуляторные органы государство вовлекло предпринимателей. С этой целью был создан, в частности, Координационный совет по улучшению инвестиционной среды, через который и обеспечивался постоянный диалог бизнеса с государством. Сокращение аппарата чиновников в комплексе с другими мерами способствовало в указанных странах быстрому росту их экономик.
Сокращение аппарата чиновников в комплексе с другими мерами способствует быстрому росту экономики
Почему ваша партия так настойчиво выступает за отказ от кредитов МВФ? Как аккумулировать огромные средства на развитие экономики?
Украина набрала уже столько кредитов, что на их обслуживание отдает буквально все, что зарабатывает. На фоне крайне низких темпов экономического развития стране грозит дефолт. "Основа" настаивает на переходе экономической модели государства от кредитной к инвестиционной. Придя к власти, мы привлечем в экономику украинские и зарубежные частные инвестиции. В мировой экономике есть немало аналогичных позитивных примеров. Та же Южная Корея в 2001 году досрочно рассчиталась по кредитам с МВФ с тех пор ВВП этой страны вырос уже в 3 раза. В 2013 году досрочно рассчиталась с Фондом и Турция. В прошлом году от 9-миллиардного транша МВФ отказалась Польша. И сейчас ВВП на душу населения в этих странах выше украинского в 5-12 раз.
Ирландия тоже брала много кредитов у МВФ и в Европе. Но в отличие от Украины, ирландцы добились снижения ставок по кредитам от структур ЕС с 6% до 2,59%, а от МВФ с 6% до 4%. Кроме того, Ирландия тогда договорилась с другими кредиторами о продлении сроков выплат по обязательствам с 7 лет до 15-ти. Тем самым страна ежегодно экономила до 800 млн евро. Благодаря этим и другим мерам, предпринимавшимся в 2009-2013 годах, Ирландия сэкономила 13 млрд евро, и тоже прекратила брать кредиты у МВФ и ЕС. В итоге и экономику удалось спасли, и из долговой ямы выбраться. А украинская власть до сих пор не поняла, что кредитные ресурсы можно использовать не более как для достижения краткосрочных целей.
Какой ущерб уже нанесен экономике Украины на Донбассе и в Крыму? И можно ли добиться его компенсации от России?
Ущерб мы оцениваем в $40 млрд. Украина потеряла серьезные активы, разрушены многие промышленные объекты. Но вспомним опыт восстановления Южной Кореи после 36 лет оккупации Японией. В начале 60-х годов корейская казна была пустой, в валютных резервах оставалось всего $35 млн, экспортировать было нечего, валюты в страну поступало крайне мало. Но в ходе изнурительных переговоров маленькая и слабая тогда Корея таки добилась репараций на сумму $500 млн от Японии за убытки, причиненные колониальной оккупацией (эквивалент этой суммы по нынешним меркам в 8 раз выше). Мы тоже добьемся компенсации от России, через международные суды.
Мы добьемся компенсации от России через международные суды
А как вы оцениваете политику властей уже упоминавшейся вами Грузии по отношению к оккупированным своим территориям?
Опыт этой страны крайне полезен для Украины. Тбилиси, в отличие от Киева, не объявляет блокаду оккупированным территориям. Недавно мне приходилось общаться с грузинскими депутатами и чиновниками. Они рассказывали мне о том, как сильно власть Грузии стремится сделать так, чтобы Абхазия и Южная Осетия могли через Грузию продавать свою продукцию в рамках Соглашения об Ассоциации между Грузией и ЕС. Никто никого не блокировал, наоборот, грузины всегда хотели вовлекать людей из оккупированных территорий в большую коммуникацию с официальным Тбилиси. Сотрудничество всегда притягивает и людей, и в перспективе территорию. А блокада Донбасса, которую наша власть устроила, только отдаляет субъектов, нарушая при этом все международные обязательства Украины.
Неужели при нынешнем уровне коррупции и правового нигилизма в Украине своеобразное экономическое чудо можно, по аналогии с другими государствами, свершить и в нашей стране?
Важно понимать, что без борьбы с коррупцией реальных реформ не будет. Южная Корея испытала в прошлом много проблем, но сегодня остается одной из самых развитых стран мира. Я считаю, что она уже останется мировым лидером навсегда. Потому что в этой стране есть справедливая государственная система, там суды реально независимы от политиков. Совсем недавно, в 2017 году была арестована президент Южной Кореи за коррупцию, произошла законная смена власти. И подобных примеров реальной борьбы с коррупцией в странах, где осуществляются прогрессивные реформы, много. Все в равной степени ответственны перед законом - от рядовых граждан до президента страны.
Все в равной степени ответственны перед законом - от рядовых граждан до президента страны
Ваша партия действительно рассчитывает в рамках борьбы с коррупцией вернуть миллиардные средства в экономику Украины, выведенные незаконно из банковской системы за пределы страны?
Если есть политическая воля, то все, что было выведено незаконно, можно вернуть в Украину. Ряду государств реально удавалось возвращать свои средства. Например, США на протяжении 2000-х годов конфисковали и вернули в Перу более $20 млрд, полученных коррупционным путем бывшим главой разведуправления этой страны Владимиро Монтесиносом и его сообщниками. В 2011 году Швейцария в течение нескольких дней блокировала счета смещенного с должности президента Туниса Бен Али, а счета президента Египта Хосни Мубарака были заморожены в течение полутора часов после его отставки. Швейцария вернула и в Нигерию $825 млн, выведенных за границу диктатором Сани Абача. Кстати, в Швейцарии уже 7 лет действует новый закон о возврате активов разоблаченных политических лиц, владеющих незаконным богатством.
Неужели для каждой украинской проблемы уже имеется прецедент решения в мировой практике? И дальнейший удел Украины состоит в слепом следовании за первопроходцами?
Команда "Основы" всерьез изучает международный опыт по развитию успешных экономик. Лучшие практики уже отражены в нашей экономической программе. Все ее 10 пунктов вполне реализуемы. Мы предлагаем обществу путь спасения экономики и всей страны от коллапса. Теперь необходимо действовать. Когда-то Людвиг Эрхард, министр экономики в послевоенной Германии, мудро сказал о том, что никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней. Наш народ трудолюбивый, люди сами отстояли независимость страны. А вот "решительной воли" власть не продемонстрировала. Значит, эту власть необходимо сменить народ заслуживает лучшей.
Николаенко Андрей Иванович – государственный менеджер новой формации, дипломат, глава партии "Основа".
Шесть лет учился и работал на дипломатической службе в Южной Корее. В Кабмине Украины курировал перспективные проекты сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2010-2013 годах работал в Кировоградской областной государственной администрации – заместитель председателя, первый заместитель, председатель Кировоградской ОГА.
В самые тяжелые для Украины март-октябрь 2014 года Андрей Николаенко занимал должность 1 го заместителя председателя Донецкой ОГА, организовывал оборону Мариуполя.
С 2015 года Андрей Николаенко – председатель совета директоров горнодобывающей компании. В феврале 2016 года Николаенко единодушно избран координатором влиятельного объединения "Украинская Бизнес Инициатива".
Кандидат экономических наук, специализация – механизмы обеспечения развития национальной инновационной системы Украины.
Женат, воспитывает двух дочерей. Спортсмен, увлекается бейсболом и бегом на длинные дистанции.
Комментарии