Если с весны 2014 года Россия вела в части Украины "гибридную войну", прикрываясь "зелеными человечками" и "донбасскими ополченцами", то после широкомасштабного вторжения Российской Федерации на украинские территории 24 февраля 2022-го можно говорить о войне совершенно нового типа, которой еще никогда не было в истории человечества. Уроки этой войны после победы Украины еще долго будут анализировать историки и военные теоретики. Но некоторые промежуточные выводы из этой войны можно сделать уже сейчас. Это – "война в тени ядерной угрозы". Ведь возможное применение Россией ядерного оружия пока несколько сдерживает наших союзников от более действенной помощи Украине.
Владимир Путин, потерпев стратегические неудачи в этой войне, может попытаться перевести ее в затяжную фазу, чтобы продержаться до тех пор, пока в Соединенных Штатах не пройдут президентские выборы. Надеясь, что президент Джо Байден уйдет из большой политики, а его преемник более мягко будет относиться к Кремлю.
Все могло бы так и быть, вот только кремлевский диктатор забыл о наложенных на Российскую Федерацию санкциях. Ведь пройдет еще немного времени и в России уже нечем будет платить пенсии и зарплаты своим гражданам. А за пять месяцев войны с Украиной Путин не просто уничтожил место, которое Россия занимала в мире, он перевел свою страну в категорию мировых изгоев, из которой ей уже никогда не удастся выбраться.
Путин пошел на геополитический ва-банк, не оставив себе никаких путей для отступления. Москва втянулась в противостояние, в котором у нее нет никаких шансов выиграть. Россия, притворявшаяся СССР, в 1991 году уже однажды проиграла Америке, но не извлекла для себя из этого никаких уроков, второй раз начинает тягаться с коллективным Западом, играя в игру "а мы все же сильнее вас".
Первым уроком российско-украинской войны является то, что не всегда более многочисленные и первоначально лучше вооруженные оккупационные войска могут быть более дееспособными по сравнению с армией, которая защищает свою родину от вторжения захватчиков. Не имея вначале достаточно вооружения, украинцы смогли противопоставить врагу отвагу, мужество и военный профессионализм. Грубая сила и применение террористических методов – убийство мирного населения – не помогли россиянам переломить ситуацию в свою пользу. Это войдет в анналы военной истории как методика асимметричного противостояния с потенциально более сильным, но менее мотивированным противником, применяющим тактику и методы, которые советские войска применяли во время Второй мировой войны.
Второй урок – впервые большая война стала информационно доступной в реальном времени для многомиллионных зрительских аудиторий благодаря телевизионным каналам CNN, CBS, NBC, Fox, BBC, ABC, СМИ и социальным сетям. Предоставление новейшего западного оружия, боеприпасов и постоянная финансовая помощь от украинских союзников и партнеров стали возможны благодаря тому, что граждане государств свободного мира были хорошо информированы о тех преступлениях и зверствах, которые совершали российские террористические войска на украинских территориях. И это повлияло на общественное мнение во многих ведущих странах мира, включая Соединенные Штаты, Великобританию, Германию, Францию, Японию, Южную Корею. Именно поэтому Украине удалось получить такую беспрецедентную поддержку наших западных союзников.
Плохой мир – это не только рецепт будущих несчастий, гораздо чаще это лишь прелюдия к дальнейшему насильственному конфликту
Третий урок – Путину не удалось ни успешно повторить в Украине применение военной концепции, которая в СССР сработала во время немецко-советсткой войны, ни навязать Украине капитуляцию под видом "мира" на условиях Кремля. Акцентирование усилий на тяжелой артиллерии – сталинском "боге войны", а затем забрасывание позиций украинцев трупами россиян не дало Москве желаемого эффекта или преимуществ. Напротив, это лишь критично уменьшило численность дееспособных войск Российской Федерации. Эпоха великих войн не ушла в прошлое, однако плохой мир – это не только рецепт будущих несчастий, гораздо чаще это лишь прелюдия к дальнейшему насильственному конфликту.
Четвертым уроком, на который необходимо обратить внимание, является то, что деспотическое тоталитарное правление не способно обеспечить выполнение нереалистичных задач, в какую бы красивую шовинистическую обертку их ни заворачивали штатные пропагандисты Кремля. Путин, требующий от своей армии "побед" в Украине, при этом ни во что не ставит российский генералитет и военных. Даже самый рисковый российский генерал, заранее знающий, что за любой промах и проигрыш на поле боя подчиненных ему лично войск он уже завтра может оказаться в подвалах Лубянки или Лефортова, в первую очередь будет думать о том, чтобы не понести наказание. Запуганная, деморализованная и немотивированная российская армия не может быть эффективной и дееспособной, но иначе путинский режим действовать не может.
Кремль хотел напугать весь мир тем, что не собирается соблюдать международное право, и это сразу же возымело для него обратный эффект
Пятым уроком российской агрессии против Украины стало то, что игнорирование общепринятых законов вооруженных конфликтов, установленных в рамках международного права, сыграло с Путиным злую шутку. С самого начала вторжения в Украину российские террористические войска начали действовать так, будто соревновались друг с другом за право попасть на Международный суд в Гааге. Кремль хотел напугать весь мир тем, что не собирается соблюдать международное право во время войны в Украине, и это сразу же возымело для него обратный эффект. Потому что показало Западу истинную суть путинского режима, что ускорило принятие решения о необходимости более интенсивно обучать украинский военный персонал использованию передовых воздушных, наземных и морских систем вооружения и поставлять украинским военным необходимое оружие.
Шестой урок – это то, что не все политические прихоти следует пытаться реализовывать. Россия сама добровольно вернулась во времена холодной войны, исполняя безумное желание Путина – к декабрю 2022 года в той или иной форме возродить бывший Советский Союз. Для этого наемные убийцы, насильники, палачи и мародеры в армейской форме умышленно совершали зверства в Буче, Ирпене, Мариуполе и других городах Украины, чтобы запугать украинцев и заставить "по собственной воле" вступить в путинский СССР. Но это еще раз подчеркнуло психопатию и неадекватность российского диктатора и то, что цивилизованному миру не стоит с ним иметь никакого дела.
Зазомбировать 140 миллионов граждан РФ – это грандиозная задача, и телевизионным рупорам Кремля удалось с ней отлично справиться
Седьмой урок – нельзя недооценивать силу пропагандистской машины диктаторских режимов. Путинские власти за два десятилетия смогли "перевернуть мозги" большинства жителей Российской Федерации. И именно это в итоге стало решающим моментом молчаливого согласия большинства российского населения с началом войны в Украине. Зомбировать неправдой и дезинформацией 140 миллионов граждан РФ – это грандиозная задача, и штатным телевизионным рупорам Кремля удалось с ней отлично справиться.
Восьмым уроком стало то, что тот информационный риск, на который пошла администрация президента США Джо Байдена, полностью оправдал себя. Выборочное обнародование Вашингтоном разведывательных данных о планировании вторжения России в Украину смогло сформировать восприятие американской, британской и западной общественностью понимание риска от возможной агрессии Российской Федерации и заранее подорвать действия врага. Неоднократное объявление американцами времени запланированного Путиным вторжение в Украину как минимум на месяц или полтора отсрочило его начало. Что дало возможность США и другим нашим западным союзникам завезти в Украину необходимое оборонное оружие, включая "Джавелины" и "Стингеры".
Девятый урок состоит в том, что наличие ядерного оружия в руках диктаторов типа Путина провоцирует их на безответственное агрессивное поведение и запугивание противников. Поэтому после завершения войны России с украинцами Украина и ее союзники должны подумать о поднятии вопроса о лишении Российской Федерации права вообще владеть ядерным оружием. Это принципиальный вопрос, требующий детального анализа и разработки пошагового плана обязательной денуклеаризации России.
Десятый урок – это необходимость признания опасности изменения понятий и замены их противоречивыми брендами и символикой, позволяющей по крайней мере внутри страны-агрессора оправдать или легитимировать его агрессивные мотивы и действия. Называя вторжение на суверенную территорию Украинского государства "специальной военной операцией", Москва наделила себя правом оккупировать чужие территории и имущество украинцев. В то же время настаивая на том, что развязанная ими война является законным актом превентивной самообороны от соседей, которые, стремясь присоединиться к Европейскому союзу и оборонному блоку НАТО, демонстрировали этим враждебные намерения в отношении России.
Одиннадцатым уроком стало понимание того, что Совбез ООН – это неработающий аппарат для поддержки международного мира и безопасности
Одиннадцатым уроком стало понимание того, что Совбез ООН – это неработающий аппарат для поддержки международного мира и безопасности. Ведь абсолютно алогично, когда представители Российской Федерации, страны, развязавшей кровавую войну в Украине, до сих пор имеют там право голоса. А сохранение Совбеза ООН в существующем виде и право вето Кремля позволяет Москве легко блокировать любые действия, направленные против самых подлых военных преступлений России. Российско-украинская война ясно показала, что в нынешнем виде ООН больше существовать не может. Поскольку она перестала быть фактором гарантирования мира и безопасности государствам, являющимся ее членами.
Двенадцатый урок – цивилизованные страны Запада, в том числе и мировое сообщество в целом, не были готовы к войне на уничтожение украинского государства и украинцев как нации. Украину, сделавшую свой свободный выбор в пользу евроатлантической интеграции еще в 2014 году, долгое время держали на пороге НАТО и Европейского союза, демонстрируя Путину, что у украинцев небольшие шансы присоединиться к объединенной Европе. Эта двусмысленность позиции европейцев окончательно и убедила российского диктатора, что в случае военного вторжения в Украину коллективный Запад не придет нам на помощь. Хочется надеяться, что после победы Украины в российско-украинской войне Европа согласится исправить свои геополитические ошибки и наше государство в скорейшие сроки будет интегрировано в евроатлантическую архитектуру безопасности.
Комментарии