15 и 17 января в Башкортостане (в городе Буйнак) прошли массовые протесты в связи с судом над местным общественным активистом Фаилем Алсиновым. 18 января уже в столице Башкортостана - Уфе - протестовали против его осуждения на четыре года. Фаиля Алсинова осудили за "разжигание межнациональной розни", хотя, по мнению местных жителей, он лишь защищал права башкирского населения.
В протестах в защиту Фаиля Алсинова приняли участие тысячи человек. В ходе протестных акций произошли столкновения с полицией. Активные протестующие были репрессированы. В местах протестных действий фактически было введено чрезвычайное положение с ограничением использования мессенджеров и социальных сетей.
Все эти события вызвали огромный общественно-политический резонанс не только в Башкортостане, но и в целом в России. Обратили на них внимание и в Украине.
Первоначально были большие ожидания, что наконец-то национальные республики в России взорвутся и начнется распад путинской империи. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов даже заявил, что Запад должен готовиться к фрагментации РФ, и события, происходящие сейчас в Башкортостане, являются началом этого крупного процесса. Однако когда протесты в Башкортостане были жестоко подавлены и цепной "революционной" реакции в РФ не возникло, начали раздаваться крайне скептические оценки относительно самой возможности политических трансформаций в России вследствие массовых протестных движений. Некоторые украинские комментаторы категорически заявляли, что революции в РФ никогда не начинаются снизу, другие, напротив, все же уверены, что у башкиров и других угнетенных народов в РФ есть большой протестный потенциал, и недавние события в Башкортостане вполне могут стать началом медленного, но неизбежного конца России.
Реальный ответ на эту дискуссию может дать только политическая практика. Но что следует иметь в виду, когда мы оцениваем события в Башкортостане и другие подобные процессы в России?
В отдельных национальных республиках РФ - том же Башкортостане, а также в Татарстане, Якутии, некоторых республиках Северного Кавказа - существует и постепенно (хотя и не всегда заметно) развивается достаточно высокий уровень национального самосознания в различных общественных слоях. Он может стихийно проявляться в конфликтных ситуациях, как это произошло в Башкортостане. Но пока речь не идет о каком-либо организованном национально-освободительном движении в отдельных национальных республиках РФ. Представители такого движения если и есть, то за границей в статусе политических эмигрантов. Тем не менее, еще в 1990-е годы Чечня получила опыт собственной независимости, а Татарстан и Башкортостан до сих пор помнят высокий уровень собственной политической автономии в тот период. И эта историческая и институциональная память может подпитывать потенциальные ростки новой волны национальных движений как в этих, так и в других республиках РФ. Однако для "национального взрыва" мало стихийного роста уровня и масштабов национального самосознания. Необходимо также сочетание этих действий с усилением экономических, социальных и политических противоречий с российским имперским центром.
Мощным катализатором межнациональных противоречий в современной России стали массовые антимигрантские настроения
В нынешних условиях на обострение межнациональных противоречий в РФ могут влиять дополнительные факторы. Во-первых, это шовинистическая истерия агрессивного русского национализма как следствие имперской пропаганды в условиях войны против Украины. В конце концов, эта агрессивная экспансия "русскости", которая сейчас направлена против Украины, оборачивается против национальных меньшинств (нацменов, как говорят в Московии) и внутри самой России. Сплошь и рядом это сочетается и с межрелигиозными противоречиями. Во-вторых, мощным катализатором межнациональных противоречий в современной России стали массовые антимигрантские настроения. В частности, они проявились в конфликтной форме и в Башкортостане, а в последние дни и в Якутии. В широком социальном контексте они существуют в большинстве русских регионов и особенно в крупных городах.
Отдельные всплески национальных движений и межнациональных протестов в РФ - это еще не революция и не распад России. Для того чтобы из этого выросло нечто большее, нужно общее ухудшение социально-экономической ситуации, существенный рост массовых настроений недовольства и политических противоречий. Чтобы протестные процессы охватили всю Россию, нужен еще и мощный социально-политический катализатор, какое-то громкое событие, которое вызовет общенациональную цепную реакцию.
В большинстве случаев, чтобы революции стали победными, они должны взорваться и добиться успеха в столице страны
Исторический опыт, в том числе и российский, свидетельствует о том, что революции как массовые политические движения начинаются, как правило, снизу. Хотя есть и феномен "революций сверху". В большинстве случаев, чтобы революции стали победными, они должны взорваться и добиться успеха в центре, в столице страны. Но есть и исключение из этого правила - это национально-освободительные революции, направленные на отделение от империи. Проблема Башкортостана и Татарстана, однако, в том, что они географически расположены в центре Российской империи, не имеют выхода на внешние границы, и это в перспективе будет мешать их отделению от России, если такие стремления в этих республиках возникнут.
Для победы революции недостаточно просто возникновения массового протестного движения. К сожалению, это подтвердило печальный опыт массовых политических протестов в Беларуси в 2020 году. Для того чтобы революция стала успешной, нужно значительное, даже критическое ослабление власти, чтобы правящий режим не смог подавить протестную волну. Как свидетельствует исторический опыт, в том числе и русский, ослаблению власти и возникновению политического кризиса может также способствовать военное поражение правящего режима.
По словам известного когда-то "классика", для того чтобы революция свершилась, нужно чтобы "низы не хотели жить по-старому, а верхи не могли править по-новому".
Подлинные революции нельзя спрогнозировать (хотя некоторые пророки могут испытывать их приближение), а тем более спланировать. Они взрываются как извержение вулкана. Не все революции или массовые протестные движения могут преуспевать (как это произошло недавно в Иране, и в 2020 году - в Беларуси). Иногда правящий политический режим может критически ослабнуть внутри и рухнуть под тяжестью своих проблем без массовых революционных всплесков. Так случилось с Советским Союзом.
Имперский великан может рухнуть в результате военных поражений и социально-экономической перегрузки, вызванной войной
Многие в Украине мечтают о том, чтобы с путинской Россией произошло то же, что и с СССР. Но мы можем не только мечтать и наблюдать процессы в РФ. Украина вместе с нашими международными партнерами может в значительной степени посодействовать политическим трансформациям в России, если нам удастся остановить путинское нашествие. Имперский великан может рухнуть в результате военных поражений и социально-экономической перегрузки, вызванной войной. Вместе с тем, мы можем помогать национально-освободительным и оппозиционным движениям в России. У нас общий враг, которого мы вместе должны преодолеть.
Комментарии
3