Неоднозначно истолкованное польской стороной заявление министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы повлекло за собой бурю в польском политикуме и зафиксировало очередной этап ухудшения польско-украинских отношений. Скорость их ухудшения за последние 15 месяцев напоминает гигантский слалом, вот только внизу никого не будут ждать аплодисменты.
Сладкие воспоминания
Хотя правящая на момент начала широкомасштабного вторжения России в Украину партия "Право и справедливость" довольно скептически относилась к команде Зеленского, после 24 февраля 2022 подходы изменились на добрых 170 градусов. Польша не только открыла свои границы для украинских временно перемещенных лиц, но и предоставила, по словам Анджея Дуды, военную помощь на сумму 3 миллиарда долларов. Вопрос здесь, кстати, не в сумме, а в своевременности оказанной помощи - танков, самоходных гаубиц, вертолетов и даже боевых самолетов. Премьер Матеуш Моравецкий поставил рекорд в своей управленческой категории по интенсивности посещения Украины, хотя до него нога польского премьера не ступала в Киеве с 2016 года. В украинской столице вскоре после вытеснения российских окупантов из Киевщины побывал и Ярослав Качиньский - лидер "Права и справедливости", кукловод польской политики в период 2016-2024 годов.
Между президентами Польши и Украины наблюдалась политическая химия, они постоянно находились в контакте, а Анджей Дуда даже выступал адвокатом евроинтеграционных стремлений Украины.
Между президентами Польши и Украины наблюдалась политическая химия, они постоянно находились в контакте, а Анджей Дуда даже выступал адвокатом евроинтеграционных устремлений Украины. Для многих польских политиков визит в Украину стал элементом обязательной программы, однако ситуация изменилась после первого официального визита Владимира Зеленского за границу. Он состоялся в апреле 2023 года, после того, как Зеленский несколько раз побывал в Польше проездом по пути за океан или на британские берега.
Зерно преткновения
Официальный визит украинского президента дал старт зерновому кризису в польско-украинских отношениях. Именно весной 2023 года "неожиданно" выяснилось, что польский рынок страдает от засилья украинского зерна, а у местных фермеров есть проблемы со сбытом собственного урожая. Кстати, сложно представить, что украинское зерно ехало в Польшу без договоренностей с местными продавцами, здесь наверняка бизнес был трансграничным. Поскольку электорат глубинки, в частности, фермеры, оказывает большое влияние на результаты волеизъявления - правительство Матеуша Моравецкого довольно оперативно ввело эмбарго на ввоз украинского зерна в Польшу.
...акции по высыпанию на землю украинского зерна имеют след операций по рефлексивному управлению, больше присущих российским спецслужбам
Это решение (которое правительство Туска продолжило) не распространяется на транзит украинского зерна, чем в своих политических целях воспользовались путинферштееры из партии "Конфедерация". Их акции по высыпанию на землю украинского зерна имеют след операций по рефлексивному управлению, больше присущих российским спецслужбам. Результатом польского электорального цикла (парламентские - местные - выборы в Европарламент) стали не только победа "Гражданской коалиции", но и заметное укрепление позиций "Конфедерации" и ухудшение польско-украинских отношений.
Абсолютно необязательный персонализированный выпад Владимира Зеленского в адрес Анджея Дуды с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре прошлого года надолго испортил отношения двух президентов. Как здесь не упомянуть "казус Коморовского", когда в 2015 году, после выступления президента Польши с трибуны Верховной Рады, украинские парламентарии приняли закон, которым, среди прочего, признали статус воинов УПА как борцов за независимость Украины. Это сочетание в Польше было воспринято как публичное оскорбление и, кстати, способствовало приходу к власти Анджея Дуды и "Права и справедливости". Замечу, что подобные казусы, необязательные ошибки, происходят регулярно в отношениях между нашими странами.
Горячее лето прохладных отношений
Однако вернемся к более актуальным реалиям. Лето 2024 можно назвать показательным для польско-украинских отношений. Например, в июне буквально в течение одной недели произошло несколько событий: согласование текста договора безопасности между Польшей и Украиной, визит в Киев маршалка Сейма Шимона Головни и… увольнение посла Украины в Польше Василия Зварыча. Его перевели в Прагу, в Чехии два года не было нашего посла. Возникает чувство, что польско-украинские отношения сглазили.
Например, 8 июля в Варшаве Владимир Зеленский и польский премьер Дональд Туск подписали соглашение о безопасности - один из трех десятков "Киевского компакта". Оно предполагает, в частности, развитие военно-технического сотрудничества двух государств, в чем очевидный интерес - и экономический, и политический. Призыв Владимира Зеленского сбивать российские ракеты и дроны над западноукраинскими областями встретил отказ польского министра обороны Владислава Косыняка-Камиша. Идея создания в Польше "Украинского легиона" из числа граждан Украины, проживающих в ЕС, продолжает находиться на уровне декларации. Это и неудивительно, учитывая проблемы, возникшие у граждан Украины мужского пола призывного возраста в последние месяцы из-за позиции отечественной власти.
...противники нормализации польско-украинских отношений умело играют на ревности польских политиков, которые считают, что Киев всегда договаривается с Берлином за спиной Варшавы
Однако будет преувеличением считать, что в Польше все совершенно гладко по отношению к Украине. Тамошний истеблишмент оказался разделенным, в частности, по вопросу участия в восстановлении Украины после завершения российско-украинской войны. Есть бизнес, желающий получить определенные гарантии собственного участия в этом процессе, есть и представители политикума и экспертного сообщества, которые доказывают, что надеяться на официальный Киев не стоит. Кстати, противники нормализации польско-украинских отношений умело играют на ревности польских политиков, которые считают, что Киев всегда договаривается с Берлином за спиной Варшавы. Вместе с тем, вопрос к результатам работы уполномоченного польского правительства по вопросам восстановления Украины, которым в январе этого года стал Павел Коваль - политик не только опытный, но и со значительным массивом знаний о нашем государстве. За полгода деятельности сложно найти подтверждение эффективности его деятельности.
24 августа Анджей Дуда прибыл в Киев для празднования Дня Независимости Украины, для него это уже традиция. За три недели до этого польский президент сравнил Варшавское восстание, восьмидесятую годовщину начала которого отметили 1 августа, с обороной Мариуполя. Сравнение неожиданное, содержательное и способное показать особый характер польско-украинских отношений. Досадно, что оно потерялось в украинском информационном пространстве.
Однако Дуда приезжал в Киев не только праздновать. Он побывал в Украине в сопровождении посла Польши в Украине Ярослава Гузы, конфликт которого с польским МИДом постепенно стал публичным. Настолько публичным, что польское внешнеполитическое ведомство фактически отключило собственного представителя в Украине, которая остается стратегическим партнером Украины. В итоге противостояния по линии МИД - президент Дуда, временным поверенным Польши в Украине стал с 1 сентября Пётр Лукасевич - политолог и дипломат, работавший в свое время в Афганистане.
Трудности перевода, крайности восприятия
Казалось, что участие министров иностранных дел Польши и Украины Радослава Сикорского и Дмитрия Кулебы в кампусе "Польша Будущего" будет только способствовать развитию двусторонних отношений. Однако выступление украинского дипломата вызвало серьезный негативный резонанс. И вопрос не только в том, что Кулеба назвал "украинскими" (так послышалось многим слушателям) территории Польши, а в том, что на вопрос о перспективах возобновления процесса эксгумации жертв Волынской трагедии упомянул об операции "Висла", потомки жертв которой до сих пор живут неподалеку от Ольштына, где проходило упомянутое мероприятие.
На самом деле, полякам и украинцам сложно говорить о Волынской трагедии особенно сейчас, в условиях продолжения российско-украинской войны. Она не только несет жертвы и наносит огромный ущерб Украине, но и представляет собой угрозу для Польши, которую в Кремле считают одновременно марионеткой США и союзницей Украины. Для наших польских партнеров и соседей события восьмидесятилетней давности на Волыни являются массовыми убийствами граждан Второй Речи Посполитой с признаками этнической чистки. Поэтому они забывают и о непростой истории региона, и о заинтересованности Москвы в разжигании вражды между поляками и украинцами, и о тогдашней нацистской оккупации Волыни. Отношение к Волынской трагедии давно сформировано и зафиксировано даже на государственном уровне. В Украине же до сих пор неизвестно ни количество жертв Голодомора, ни точные данные о погибших во время Второй мировой, и польские аргументы зависают в воздухе.
Возобновление процесса эксгумации жертв Волынской трагедии могло бы быть катализатором положительных сдвигов в польско-украинских отношениях...
Возобновление процесса эксгумации жертв Волынской трагедии могло бы быть катализатором положительных сдвигов в польско-украинских отношениях, хотя надо понимать, что это очень непростая и затратная процедура. Она могла бы разрешить установить приблизительное количество жертв трагедии, напомнить, что не только украинцы убивали поляков, но и наоборот. Возможно, целесообразно было бы установить под патронатом двух президентов звание "Праведника Волыни", ведь случаи спасения соседями были неединичными. Для этого необходима политическая воля.
Однако Польша приближается к президентским выборам, на которых "Гражданская коалиция" имеет возможность сосредоточить всю полноту власти. Это и подтолкнуло Дональда Туска выскочить на идеологическую территорию "ПиС" с публичным категорическим неприятием позиции Дмитрия Кулебы и заявлением о том, что Украина не станет членом ЕС, пока не решит вопрос Волынской трагедии. Интересно, что полтора месяца назад с аналогичным заявлением выступил Владислав Косиняк-Камиш, представитель партии PSL, входящей в коалицию с "Гражданской коалицией". Тема Волыни становится значимой для президентской кампании в Польше, а Украина рискует превратиться в девочку для оттачивания риторических приемов.
...приближение председательства Польши в ЕС, которое начнется 1 января 2025 года, требует от Украины и Польши взаимодействия ради будущего
Польско-украинские отношения снова переживают непростые времена. Поэтому все заинтересованные в их развитии с обеих сторон польско-украинской границы должны не только реагировать на ошибки и проколы Варшавы и Киева, но и нарабатывать конструктив. Примеров эффективного польско-украинского сотрудничества немало, гораздо больше, чем случаев, когда польское ПВО по геополитическим резонам не сбивает российскую ракету или БПЛА в собственном воздушном пространстве. И приближение председательства Польши в ЕС, которое начнется 1 января 2025, требует от Украины и Польши взаимодействия ради будущего.
Комментарии
2