суббота, 26 августа 2023 08:00

Спецтема: Война России против Украины

Полтора года полномасштабной войны: досадные ошибки и главные перемены

Полтора года идет фаза высокой интенсивности российско-украинской войны. Уже год Украина освобождает территории, в основном потерянные в первые недели войны. Были героические и трагические бои за Мариуполь, Северодонецк, Лисичанск, Изюм, Марьинку, Соледар, Бахмут. Но они происходили, когда уже без боя были отданы врагу Мелитополь, Геническ, Бердянск, Херсон, Запорожская атомная станция и огромные территории на юге и севере.

Значительная часть страны оккупирована, миллионы украинских граждан остаются в оккупации. Чем дольше будет продолжаться такая ситуация, тем сложнее будет реинтеграция.

Единственная realpolitik – восстановление границ 1991 года

Война открыла глаза на природу международного права. Оказалось, что оно не отменяет права сильного, и Совет Безопасности ООН не может приказать России вывести войска из Украины и заплатить репарации.

Также стало ясно, что интересы сильного союзника, без которого победа в войне невозможна, не всегда совпадают с интересами Украины. Однако это не означает превращения союзника в врага. Вообще опасно отталкивать на войне тех, кто может помочь, руководствуясь импульсивными антипатиями. Силу для победы дают ценности и убеждения, но путь победы прокладывает realpolitik.

Опыт реальной политики доказал, что мировой порядок все же существует. В конце концов, Россия не решилась применять против Украины ядерное оружие

Опыт реальной политики доказал, что мировой порядок все же существует. В конце концов, Россия не решилась применять против Украины ядерное оружие, а ее лидер не решается покидать свои резиденции, пока действует ордер на его арест со стороны Международного уголовного суда, который Россия не признает.

Мировой порядок никого не может вынудить спасать Украину от агрессии. Однако в мировом порядке есть законное место для Украины, и она имеет право получать помощь, чтобы удержать страну от агрессивных посягательств.

За полтора года Украина прошла путь от постсоветских иллюзий до осознания ценностей свободы и независимости в своем modus vivendi и realpolitik в своем modus operandi.

Автор: Дмитрий СКАЖЕНИК
 

Никто в мире, кроме России, не отрицает, что Украина должна существовать как независимая суверенная страна. Собственно, российское нападение стало возражением против существования Украины. Мир не уверен, что Украина должна остаться после войны именно в границах 1991 года. Это может доказать только сама Украина, и с этим есть самая большая проблема войны, ведь без международной помощи освободить свои территории и людей в обозримой перспективе нам может не хватить сил. Конечно, всегда можно надеяться на чудо, но это вопреки realpolitik.

Однако Россия уверена, что ампутацией десятков тысяч квадратных километров территории и миллионов людей можно лишить Украину суверенной жизни, сделать ее пожизненным балластом для Европы, от которого и в конце концов та откажется в пользу России.

Нет ничего реалистичного для того, чтобы отказываться от людей и территорий. Россия бы не предлагала это Украине, будь уверена, что может удержать захваченное.

Не рефлексировать над ошибками, просто не повторять

Через полтора года Украина научилась воевать, опираясь на помощь союзников. Однако все это время она отвоевывает то, что позволила легко потерять почти без боя и буквально за недели.

Цена, которую приходится за это платить, – десятки тысяч жизней, миллионы беженцев и внутренне перемещенных, годы послевоенного восстановления. Но цена чего – ошибки или измены? Все в Украине, кто не верил американским предупреждениям о почти неизбежном широкомасштабном российском нападении и предпочитал прислушиваться к успокаивающему российскому "голосу разума" – ошибались или предавали. В конце концов и ошибка, и измена – глупость перед лицом войны. И как тогда квалифицировать тех, кто верил предупреждениям о нападении, но заранее убегал, потому что не верил, что Украина устоит, как, кстати, и сами американцы? Война для всех стала расплатой, и нет смысла рефлексировать на эту тему до победы. Это расшатывает ряды Сил обороны Украины.

Отвоевать потерянное без боя – значит доказать, что довоенные ошибки не повторятся

Отвоевать утраченное без боя за первые недели широкомасштабной войны означает доказать, что довоенные ошибки не повторятся.

Идти в Европу

За полтора года интенсивной российско-украинской войны в мире произошли глубокие перемены.

Китай не просто впал в длительную стагнацию и погружается в демографическую яму. Модель его продолжительного экономического чуда исчерпана, и он уже никогда не опередит и даже не сравнится с США по размеру своей экономики. За полтора года интенсивной российско-украинской войны Китай исчез как альтернатива развитию, которой он казался многим в Украине до февраля 2022 года. Это влиятельная страна, от которой зависит поведение России и условия послевоенного мирового устройства. С ним нужно торговать и взаимодействовать, но бессмысленно ориентироваться на Китай как проводника Украины в будущее.

Банально напоминать, что Россия раньше исчезла для Украины как модель будущего. Но в последние полтора года изменились и экономические интересы. Российские рынки уже не держат Украину, и даже остатки транзита углеводородов подходят к концу. Вскоре тарифы таможенного склада для европейского газа станут более важными для государственного бюджета, чем тарифы на прокачку российского газа. Может случиться, что нефтепровод "Дружба", за который все еще держатся некоторые европейцы, будет качать казахскую, а не российскую нефть, даже по южной ветке.

Все это вместе обесценивает тезис украинских евразийцев, не доминантный, но подсознательно влиятельный, что российские просторы – это и есть поле битвы Украины за собственное будущее. За что там драться, за полезные ископаемые, за сердца и умы россиян? Ради чего вмешиваться в разборки Москвы, Татарстана и Чечни при посредничестве Китая и Турции? Какое стратегическое преимущество у Украины на этом пространстве, кроме знания русского языка?

Трагедия войны сделала то, чего не сделала бюрократия мирного времени: Украина де-факто стала частью европейской социально-экономической системы

Украине один путь – в Европу при поддержке США, хотя бы потому, что больше некуда. Глобализованная экономика становится регионализированной. Украина уже де-факто стала частью европейской социально-экономической системы. Трагедия войны сделала то, чего не совершила бюрократия мирного времени. Европейский Союз будет нести основные нагрузки послевоенного восстановления, НАТО будет давать гарантии безопасности инвестиций в Украину. Нет смысла искать альтернативы.

Россия пытается оторвать Украину от Европы, вцепившись в территории, захваченные преимущественно в первые недели войны. Поэтому не будет лишним повторить, что все решится на поле боя. Без обновления территориальной целостности Украина будет слишком тяжелой ношей и для себя, и для Европейского Союза. Помочь Украине победить – вопрос также и экономической эффективности послевоенного европейского и мирового устройства.

Сейчас вы читаете новость «Полтора года полномасштабной войны: досадные ошибки и главные перемены». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть