![Лукавый крутит: запрет деятельности московской церкви – на паузе](https://static.gazeta.ua/img2/cache/preview/1188/1188958_w_300.jpg?v=0)
Как только Верховная Рада возобновит пленарные заседания, на первом же из них народные избранники должны рассмотреть законопроект о полном запрете УПЦ МП в Украине. Это должно произойти уже в августе. Рассмотрение этого вопроса откладывается уже полгода.
Зона комфорта
Так повелось, что церкви традиционно стали факторами самоидентификации украинцев – национальной или гражданской. Можно считать, что они непосредственно вовлечены в политику. Поэтому фраза: "Церковь вне политики" – от лукавого.
Вне политики может быть разве что Бог, но сегодняшние реалии сеют сомнение и в этом отношении. А церковь — институт вполне земной и дышит тем же воздухом, каким дышат все остальные, верующие и неверующие. Полномасштабная война обострила и выдавила на поверхность немало гнойников, осветив не просто чужаков, а врагов.
Только у руководства УПЦ МП какая-то непонятная концепция - пока прихожане страдают войной, развязанной Москвой, и работают на победу, епископы никак не могут принять решение о разрыве с ней. Ничего удивительного, им всегда было удобно в экологической для них рыночной нише, что они создавали годами — ниши "единой канонической церкви" в Украине. Этакая зона комфорта.
Разрыв с Москвой автоматически означает разрушение этой ниши, ведь именно российская столица гарант их "каноничности". Поэтому усилия епископата направлены на сохранение статус-кво. Как-то продержаться, пока ураган, а дальше все стихнет и можно будет вернуться к "нормальному" и привычному положению дел.
Фактор самоидентификации
Для сознательных украинцев УПЦ МП закончится, когда в парках Киева и не только наконец исчезнут их кибитки с заборами и охраной.
МАФы московского православия были построены без законного выделения земли. И все: власть и правоохранители – это знали, но долгое время дружно разводили руками. На тот момент это было все, что они могли сделать.
И, скажем, чуть ли не при каждой больнице - в палату без бахил или халата к родному человеку ты не зайдешь, а "не стерильному" батюшке из РПЦ, с засаленной бородой - дверь открыта или не в реанимацию. Едва ли не ежедневный обход с "копилкой" - по графику. К сожалению, многие из нас имели возможность лично это наблюдать.
Но каких еще законов нам до сих пор не хватало, чтобы остановить подобные "паломничества"?
Хотя, очевидно, это не скоро кончится. Такое мнение наталкивает на попытку спрятать голову в песок большинства действующего парламента относительно второго, окончательного рассмотрения законопроекта.
Замаскированная ОПЗЖ держит контроль
Напомним, в октябре прошлого года 267 депутатов Верховной Рады в первом чтении поддержали законопроект о запрете религиозных организаций, связанных с Кремлем. Но это не послужило поводом для подъема сознательного украинства, мол, законодатели глубоко осознали разрушительную роль МП в государственном процессе Украины. Потому что у нас четыре сотни депутатов, 11 лет войны и поддержали проект закона в первом чтении всего 267 парламентариев!
Как известно, проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности в Украине религиозных организаций" (№8371) был зарегистрирован в Раде еще в январе.
Перед этим, 1 декабря 2022 года, президент Владимир Зеленский провел специальное заседание СНБО, на котором Кабмину было поручено разработать законопроект о невозможности деятельности в Украине религиозных организаций аффилированных с центрами влияния в государстве – агрессоре. Законопроект был внесен в Верховную Раду 19 января.
А еще раньше на сайте президента набрала достаточное количество голосов петиция с требованием запретить УПЦ московского патриархата.
В документе говорится, что законопроект направлен на обеспечение духовной независимости, недопущение раскола в обществе по религиозному признаку, содействие консолидации украинского общества и защите национальных интересов.
Проектом закона предусматривалось внесение изменений в законы "О свободе совести и религиозных организациях", "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований", которыми: исключается деятельность в Украине религиозных организаций, руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, осуществляющем вооруженную агрессию против Украины. Следующее разбирательство должно было быть в этом году.
По данным социологического опроса, проведенного Gradus Research до полномасштабной войны, 55% украинцев положительно относились к идее запрета УПЦ МП в стране. Отрицательно ставились 13%, нейтрально – 10%, 22% – не определились.
В августе 2022-го Центр Разумкова и "Демократические инициативы" провели общий опрос о роли УПЦ МП в войне. Более половины опрошенных (51,8%) ответили, что деятельность этой церкви способствует российской агрессии, 37,1% – затруднились ответить однозначно.
В конце года, когда речь зашла о возможном запрете УПЦ МП на законодательном уровне, 54% украинцев поддерживали запрет. Еще 24% выступали за государственный надзор, а 12% – за невмешательство. Это данные КМИС.
На момент принятия законопроекта в первом чтении, то есть в октябре 2023 года, социологические опросы показывали, что запрет УПЦ МП поддерживают более двух третей украинцев.
Как отметила заместитель председателя профильного комитета ВР Евгения Кравчук, более 80 процентов украинцев не доверяют УПЦ МП, а более 60 выступают за полный запрет на территории Украины.
Опрос, проведенный социологами группы КМИС в мае-июне текущего года, показал, что стало меньше тех, кто выступает за государственный надзор (19%) и за политику невмешательства (6%).
В законопроект вносились определенные правки и планировалось, что он без особых препятствий будет принят во втором чтении. По словам Евгении Кравчук, еще в начале весны Комитет гуманитарной и информационной политики завершил работу над этим законопроектом.
Также она отметила, что наибольшее количество правок внесли депутаты из групп, "появившихся на развалинах ОПЗЖ". По словам нардепа, "это явный спам, чтобы иметь рычаги, давить на руководство парламента".
Считалось, что этот законопроект позволит запретить деятельность УПЦ МП на территории Украины. Но, очевидно, сейчас этот законопроект не интересен большинству.
В то же время, еще в 2022 году решение запретить УПЦ МП или прекратить договор аренды было принято местными властями во Львовской, Ровенской, Волынской, Житомирской, Винницкой, Черновицкой и Закарпатской областях.
Парламент хочет, но не может
В конце 2022 СБУ провела обыски в монастырях УПЦ московского патриархата и объявила подозрения священникам в преступлениях против государственности. Ожидалось, что на государственном уровне решение о запрещении деятельности УПЦ МП в Украине будет быстро принято. Как же иначе, когда центр МП развязал против Украины жесточайшую после Второй мировой войну?
Но, как заявлял председатель Верховной рады Руслан Стефанчук, есть законопроекты – нет нужного количества голосов. Хотя на поддержку в первом чтении как-то эти голоса нашкребли.
А после того народный депутат от "Голоса" Юлия Клименко объяснила, что поддерживаемый Верховной Радой законопроект о запрете религиозной организации УПЦ (МП) "таинственным образом застрял в аппарате ВР".
И это при том, что профильный комитет рассмотрел все две тысячи поправок между первым и вторым чтениями.
"Это не политический орган. Это абсолютно административный орган, который поддерживает работу депутатов. Но сейчас документ застрял на неопределенный срок. Он уже несколько месяцев лежит и мы не выносим в зал на рассмотрение", - сказала нардеп.
Несколько месяцев – это больше полугода.
Юлия Клименко также отмечала, что на каждом согласительном совете ее комитет просил, настаивал, чтобы этот законопроект был вынесен и рассмотрен во втором чтении. Он относится ко всем религиозным организациям, связанным с РФ, а не только московской православной церкви.
есть мощная лоббистская группа депутатов, проталкивающих интересы русской церкви в Украине
"Этот закон также будет действовать по любой другой конфессии, связанной с Россией. Это не просто вопрос влияния, а национальной безопасности. Связи с Россией должны быть порваны во всех сферах нашей деятельности и жизни", - отмечала Клименко.
Причиной тому, почему этот законопроект "застрял", Клименко в комментариях журналистам назвала политическую волю. Или ее отсутствие. Она отметила, что есть мощная лоббистская группа депутатов, проталкивающих интересы русской церкви в Украине.
"Есть также влияние и других международных групп, которые, включая и канадских, и американских лоббистов и юристов, по существу, тормозят вынесение этого законопроекта ко второму чтению как могут. Это вопрос лоббизма. Это вопрос денег. Это вопрос влияния РФ, который остается большим в Украине. На политиков, на депутатов, на разные сферы жизни", – отмечает народная избранница.
Впрочем, есть воля украинцев, которые считают, что такое влияние должно быть запрещено. Так что депутаты имеют эту волю выполнить.
Духовная опасность
Доктрина "русского мира" в Украине до сих пор не осуждена. Хотя ее давно следовало осудить как идеологию войны с элементами геноцида. Не на словах, каждый раз срывающихся в метафоры, без праведного гнева и других эмоций, а решением суда. Так, как была осуждена идеология нацизма. На основании такого решения не только УПЦ МП — многие вещи в украинской политике, культуре и медиапространстве могли бы стать более очевидными.
Без осуждения доктрины "русского мира" проповедь и любое продвижение этой доктрины есть не преступлением против государственной безопасности и национальных интересов, а лишь "взглядом". Осуждать за взгляды или запрещать их можно только в "ручном" режиме. Однако церковная политика в Украине именно в таком режиме ведется на протяжении всех лет независимости.
Комментарии