Ексклюзивы
воскресенье, 03 июля 2022 09:00

Кино в Украине война убивает. Книжное дело оживает

Несмотря на то, что книгоиздание, как и большинство других экономических сфер, крепко пострадало во время пандемии и войны, у него есть шанс на стремительное восстановление после нашей победы. Чего, к сожалению, не скажешь об украинской киноиндустрии.

Первый бестселлер нашего книжного рынка – сборник ежедневных обращений Владимира Зеленского к Украине и миру. Точнее, два сборника – "Місяць війни" и "Другий місяць війни" соответственно. Книги выпустило в свет "Фолио". По словам директора издательства Александра Красовицкого, за полтора месяца со времени выхода в свет тираж допечатывали трижды. На момент написания этого текста тираж составляет 4 тыс. экземпляров.

Издательство книг в Украине с начала года сократилось на 52% по сравнению с 2021-м

Информацию издатель обнародовал 8 июня. А через неделю статистика Книжной палаты Украины имени Ивана Федорова на языке цифр доказала: несмотря на конкретный пример одного успешного издательского проекта, отрасль в целом понесла серьезные убытки. А именно – издательство книг в Украине с начала года сократилось на 52% по сравнению с 2021-м.

Было бы странно, если б этого не произошло. Издательское дело так же уязвимо во время ежедневных обстрелов и боевых действий, как остальные и сферы. Тут сетевые пиво-винные магазины закрылись. А их в пространстве любого украинского города было в разы больше, чем книжных магазинов или кинотеатров.

Успех сборника выступлений президента воюющей страны с его портретом на обложке не порадовал социальные сети. На издателя посыпались обвинения, к которым ему за все время работы на рынке не привыкать. Основная претензия – Зеленский только ретранслятор, а не автор этих речей – действительно красивых, уместных, точных, местами разобранных на цитаты и мемы. Но ведь на обложке оратор не указан как автор. Там говорится, что это речи и обращения президента Украины.

Автор: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Однако прогнозируемая реакция именно на такую ​​книгу подсвечивает четыре состояния нашего книжного рынка:

– до Революции достоинства;

– от начала российской агрессии до пандемии ковида;

– от успеха "єПідтримки" до горячей фазы войны;

– нынешнее, в период военного положения.

До 2014 года украинское, особенно украиноязычное книгоиздание, не выдерживало конкуренции с валом завезенных из России книг. Первые реальные украиноязычные бестселлеры появились именно в этот период. Их было относительно немного. Хорошо продавались такие книги благодаря протестным настроениям в патриотически настроенном обществе. Ведь все они затрагивали историческую тематику, конкретно – вспоминали украинские движения сопротивления русской оккупации в ХХ веке. Речь идет прежде всего о книгах: "Чорний Ворон" Василия Шкляра, "Солодка Даруся" Марии Матиос и "Століття Якова" Владимира Лиса. Даже в более благоприятное для украинской книги время тираж ни одной из них коллеги не смогли перебить.

Запреты российской книги имели вид политической декларации, ведь полное импортозамещение усложняла экономическая ситуация

Благоприятные условия породила победа и ускорила российская агрессия. Запреты российской книги выглядели политической декларацией, ведь полное импортозамещение усложняла ситуация экономическая. Проще говоря, издатели не имели оборотного капитала в том количестве, чтобы совершить полноценную издательскую революцию. Речь шла прежде всего о пустых нишах на рынке массовой, жанровой литературы. Ресурсы, и не только финансовые, не позволяли издателям привлекать больше специалистов для оперативного перевода. А украинские авторы, получив наконец окно возможностей и просьбы издателей дать хоть что-нибудь, только на украинском, больше самовыражались, чем демонстрировали мастерство владения ремеслом. Но ситуацию выровнял пусть хрупкий, но рынок: украинской книгой наконец-то заинтересовался украинский читатель.

Что важно – практически во всех регионах страны. Книжные толоки, фестивали и большие ярмарки с возможностью общаться вживую с 2015-го по 2019 год были очень популярны. Тогда же начались первые экранизации украинских произведений. Все вместе и каждое явление отдельно способствовало популяризации чтения, а значит – продажам. Делало чтение модным. И вообще, упомянутый период в культурно-художественной среде называют "ренессансом культуры". Или "нашим НЭПом" – по аналогии с расцветом книжного дела в подсоветской Украине в 1920-х.

И здесь внимание: это были два первых десятилетия в нашей стране, когда книги о политиках и подписанные политиками (ну не пишут они сами!) отторгались читателями. На моих глазах книгу Виктора Ющенко "Недержавні таємниці", изданную в 2014 году, несколько возмущенных книголюбов оплевали. А одна женщина даже пыталась сбросить со стенда. Чего стоит история с никем не виденным, но якобы реальным бестселлером Виктора Януковича – Opportunity Ukraine. Напоминаю к тому, что в то время книга с Зеленским на обложке вызвала бы точно такую ​​же реакцию. Учитывая первый и пока единственный бестселлер 2022-го, речи первого лица воюющего государства востребованы пораженным войной рынком. Люди действительно платят 200 грн за такую ​​книгу. Допускаю, спрос в дальнейшем продержится еще какое-то время.

Почему работа книжных магазинов попала под запрет в Украине на равных с ресторанами, я вряд ли узнаю и на смертном одре

Возвращаясь к кризису книжного рынка, стоит напомнить: 2022-й лишь завершил разрушение, которое начал в 2020 году ковид и три карантина за два года. Почему работа книжных магазинов попала под запрет в Украине на равных с ресторанами, я вряд ли узнаю и на смертном одре. Ренессанс затормозился, встал на паузу. Издатели вертелись, как могли, но все равно продажи и тиражи резко упали повсюду и у всех. Разве что в сегменте детской книги – меньше.

Справедливость требует сказать, что именно во время того кризиса государство впервые существенно помогло отрасли не только удержаться, но даже более уверенно становиться на ноги и думать о перспективах развития. Речь о проекте "єПідтримка", который позволил гражданам получить 1000 грн от государства и потратить на выбор: книги, кино, театр, концерт, путешествие. Результат приятно шокировал книжников. За два месяца от запуска проекта украинцы потратили на книги 1,2 млрд грн. Притом что до пандемии весь книжный рынок оценивался в 2,5 млрд грн.

В частном разговоре один издатель сдержанно похвастался мне: "Видите, оказывается, книжное дело оказалось более стойким, чем кино"

Частично деньги от поддержки и позволили украинским книжникам выстоять после 22 февраля. С начала апреля издатели, а с середины мая – типографии, большинство из которых находятся в Харькове, начали восстанавливаться. В частном разговоре один издатель сдержанно похвастался мне: "Видите, оказывается, книжное дело оказалось более стойким, чем кино".

Что, к счастью для книг и несчастью для кино, соответствует действительности. В одном из недавних интервью известный музыкальный продюсер Игорь Кондратюк, на восьмом году войны ставший еще и кинопродюсером, сказал: финансирование киноотрасли от государства остановится минимум на пять лет. Но при том, что производство книг тоже нуждается в деньгах, цикл от идеи до издания составляет в среднем полгода. И нуждается в разы меньше финансов, чем создание фильма.

На фоне невеселых данных Книжной палаты власть второй раз после "єПідтримки" повернулась к книге лицом

О возможностях и перспективах издательского дела действительно логичнее поговорить после нашей победы. Однако на фоне невеселых данных Книжной палаты власть второй раз после "єПідтримки" повернулась к книге лицом. А именно: 19 июня Верховная Рада проголосовала в целом закон №7459 о запрете ввоза и реализации книг происхождением из России, Белоруссии и временно оккупированных территорий. А вместе с тем запрет на издание в Украине авторов, имеющих/имевших гражданство РФ (Российской Империи и СССР не касается) и издание переводов с других языков на русский. Это должно уничтожить большую часть пиратского бумажного рынка. Кроме того, принят во втором чтении закон №6287 о компенсации аренды книжным магазинам и книжных сертификатах для детей.

Вместе с возможной зачисткой школьных и вузовских программ от российских авторов и, соответственно, популяризации украинских, европейских, американских и, вероятно, других авторов (японских, африканских или индийских – пофантазирую) это после победы поможет книжному делу подняться хотя бы до ковидного уровня. Закрепиться на нем. И постепенно развиваться дальше. По моей информации, уже нынешней осенью выйдет в свет десяток, если не больше, новых интересных издательских проектов. Для детей и взрослых. Поэтому у речи Зеленского будут серьезные конкуренты.

Сейчас вы читаете новость «Кино в Украине война убивает. Книжное дело оживает». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть