Война будет продолжительной. Глобальный мировой порядок, который мы знали после 1945 года, окончательно разрушен. И пусть в будущем, верим, нас ждет только лучшее, дорога туда будет очень сложной. И продлится это путешествие не две-три недели, а 20-30 лет. Так что стоит как следует подготовиться.
Каждая новая геополитическая эпоха начинается с установления мирового порядка (этап 1) – со своими победителями и проигравшими. Поскольку первые достаточно сильны, а вторые недостаточно дееспособны, этот порядок держится от нескольких лет до десятилетий.
Однако через некоторое время в силу ряда политических, экономических и демографических процессов предыдущий баланс смещается: одни игроки возвышаются, другие – приходят в упадок (этап 2). Между ними возникают новые противоречия, которые старый порядок разрешить не в силах.
Противоречия приводят к ряду локальных войн, в которых одни участники пытаются изменить предыдущее мировое устройство, а другие стремятся сохранить его (этап 3).
В этих войнах окончательно определяются союзники и неприятели и формируются коалиции (этап 4). А через некоторое время эти коалиции выясняют отношения с помощью масштабной бойни длиной в десятилетия (этап 5). Победители устанавливают новый мировой порядок – и цикл начинается заново.
Поскольку последние полтысячелетия мир живет в тени Запада, поэтому неудивительно, что именно ситуация на Западе и является определяющей для мирового порядка
Поскольку последние пол тысячелетия мир живет в тени Запада, поэтому неудивительно, что именно ситуация на Западе и является определяющей для мирового порядка.
Первый современный цикл начался после 1492-го, когда Испания окончательно победила своего экзистенциального врага на Пиренейском полуострове – арабов, а вскоре завоевала Новый свет. Покорение Америки превратило Испанию в первую действительно глобальную империю, над которой не заходило солнце. Испанские и австрийские Габсбурги были в полшага до овладения всей Европой.
Однако наплыв американского золота повлек за собой гиперинфляцию ("Революция цен"), а агрессивная внешняя политика приумножила количество врагов. Локальные войны с Англией ("Непобедимая армада") и Голландией испанцы проиграли. Финальная бойня между старыми универсалистскими империями Габсбургов и коалицией протонациональных государств во главе с Францией и Швецией, известная как Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), полностью перекроила карту мира. Испания навсегда откатилась во второй эшелон.
В следующем цикле мировым гегемоном стала Голландия, в Англии (впоследствии в Пруссии и в России) произошел подъем, Франция осталась при своих, а вот Швеция пришла в упадок. В этот период прошло больше войн за сохранение баланса, и большинство из них имели соответствующие названия: "за испанское наследие", "за австрийское наследие", "за польское наследие". Последней из них была Семилетняя война – "нулевая мировая" по масштабу.
В 1789 году во Францию прилетел даже не "черный лебедь", а целый "черный дракон"
Однако в 1789 году во Францию прилетел даже не "черный лебедь", а целый "черный дракон". В стране произошла революция, место монархии заняла республика, соседи объединились, чтобы реставрировать старый порядок, и это привело к началу ряда войн. Всего против Франции выступили семь коалиций с участием самых мощных государств того времени. Но сочетание первого в истории всеобщего призыва в армию и гения Бонапарта позволило Парижу вести войны с 1792-го по 1815 год. Это было несколько короче, чем в прошлый раз, но по своим последствиям "вторая Тридцатилетняя" не уступала предшественнице.
Третий цикл прошел под гегемонией Великобритании, с очень медленным упадком Франции и довольно стремительным подъемом Пруссии (а впоследствии США и Японии). Общеевропейских войн в это время удалось избежать, выведя их на периферию, а после франко-прусской войны с 1871-го по 1914 год Старый свет вообще наслаждался La belle époque – "прекрасной эпохой". Однако на маргинесе закручивались смерчи: крымская, англо-бурская, русско-японская, балканские войны.
И вот объединенная Германия стала настолько мощной, что решила свергнуть Британию с пьедестала. Во время мировой войны потребовались совместные усилия Лондона, Парижа и Петербурга, чтобы просто остановить Берлин. И если бы не вмешательство Вашингтона, Антанта очень вероятно проиграла бы войну.
Обычно в теории международных отношений выделяют короткий период существования Версальско-Вашингтонского порядка. Но что очевидцам (хотя бы французскому главкому Фошу), что нынешним исследователям ясно – эта система была мертворожденной, а потому на самом деле не работала ни дня. Войны, революции и кризисы продолжались все межвоенное двадцатилетие, и многие рассматривают Вторую мировую в качестве отложенного этапа Первой. Поэтому есть основания говорить о "третьей Тридцатилетней" (1914-1945 гг.).
А вот Ялтинско-Потсдамская система оказалась вполне рабочей – она смогла предотвратить глобальную войну между победителями, да и количество локальных уменьшить. Правда, деколонизация означала существенное увеличение гражданского насилия, но это отдельный вопрос. И недавно мы жили именно в этом цикле.
С 1989/1991 года началось размытие предыдущего устройства – исчез СССР, ослабли (по внутренним причинам) Штаты, поднялся Китай и укрепился исламистский терроризм. Произошли несколько периферийных войн и революций. И у них, как предполагает теория циклов, сформировались коалиции. Вопрос до недавнего времени заключался в том, наступит ли за этим глобальная бойня.
В 2007 году Путин выступил с Мюнхенской речью. Разжиревшая на нефти Россия стремилась повернуть процессы вспять или переустроить мир на новой основе – без предполагаемого доминирования США. Но даже война с Грузией в 2008 году не пошатнула старый порядок – все стороны еще не созрели до окончательного разрыва, да и Обама пошел на уступки ("перезагрузка").
Напуганный судьбой Каддафи, Путин окончательно отказался от гибридного фасада и перевел Россию на рельсы авторитаризма
Однако в 2011-2012 произошел окончательный надлом. Путин вернулся к власти, подавив Болотную площадь. Напуганный судьбой Каддафи, он окончательно отказался от гибридного фасада и перевел Россию на рельсы авторитаризма. В конце 2012 – начале 2013 года Китай возглавил Си Цзиньпин, как мы теперь знаем – тоже со стремлением стать императором. Эти двое образовали хребет новой коалиции – автократов-реваншистов – на который быстро были нанизаны старые звенья "оси зла": Сирия, Иран, КНДР. На стороне Пекина-Москвы также выступают Беларусь, Боливия, Венесуэла, Эритрея, Зимбабве, Куба, Никарагуа, Судан (режимы в Ливии с Ираком погибли раньше, Армения, кажется, сама отползает), а также всевозможные террористические движения.
И вот 20 февраля 2014 года Россия первой бросила открытый вызов Ялтинско-Потсдамской системе, не просто захватив, но и аннексировав украинский Крым (первый случай в Европе с 1945 года и седьмой – в мире). И хотя последующие девять лет конфликт колебался от средней до низкой интенсивности, это была настоящая мировая война – ведь от ее исхода зависело будущее планетарное устройство. Уверив себя в слабости Запада, в 2022 году Путин перевел войну в полномасштабный формат.
Если бы Киев упал за три дня, Китай мог бы рискнуть повторить такую штуку с Тайванем
Очевидно, что если бы Киев упал за три дня, Китай мог бы рискнуть повторить такую штуку с Тайванем. Наше героическое сопротивление уменьшило вероятность столкновения Пекина с Вашингтоном, но не уберегло мир от расползания войны. И то, что сейчас Израиль подвергся мощнейшей за 50 лет атаке – отнюдь не случайность. Подобное будет происходить и дальше.
В итоге первый цикл длился 126 лет (1492-1618), первая Тридцатилетняя война – 30 (1618-1648). Второй цикл – 144 года (1648–1792), вторая война – 23 года (1792–1815). Третий цикл – 99 лет (1815–1914), третья война – 31 год (1914–1945). Четвертый цикл – 69 лет (1945-2014), четвертая война пока продолжается только десятилетие, поэтому впереди у нас еще 10, а то и 20 лет катастроф. Хотя, кажется, определенная тенденция к сокращению суммы циклов и войн должна обнадеживать.
И договориться где-то посередине уже не получится – победят либо демократии, либо автократии. И пока режимы в Пекине, Москве и Тегеране не падут – мира их соседям не видать.
Комментарии
1