Недавно глава офиса президента Андрей Ермак дал интервью украинскому медиа. И это новость, потому что к отечественным СМИ Андрей Борисович "опускается" очень редко, случается это даже не раз в год.
Разговор с главой оп вышел в "Европейской правде". Можно считать это феноменом, достойным внимания хотя бы из-за его такой своеобразной уникальности. Самый влиятельный человек из окружения президента Владимира Зеленского - Андрей Ермак пытался очертить себя и свое мировоззрение.
Кстати, технологи Зеленского сравнивают Ермака с забором.
Право Банковой на свое право
Напомним, многие украинцы удивились попаданию главного организатора в офисе президента в рейтинг "Топ-100 влиятельных людей мира" по версии журнала "Time". И хотя мы пока не об этом, но интервью украинскому изданию посвящено международной политике. Возможно, поэтому Ермак на него согласился.
Владимир Зеленский сделал действующего главу первым после себя представителем Украины в международных отношениях
Но и по отношению к международникам, несмотря на интерес западных СМИ и элит Ермаком после Саммита мира, у нас к Ермаку есть немало вопросов. По сути, президент Украины Владимир Зеленский сделал действующего главу оп первым после себя представителем Украины в международных отношениях. Министру иностранных дел Дмитрию Кулебе прописаны второстепенные роли.
И на соответствующий вопрос о том, что Андрей Ермак вобрал в себя функции министра иностранных дел и где граница между полномочиями главы оп и министра иностранных дел, первый ответил лозунгами, которые больше подходят для его пресс-службы, а не для журналистского материала. Вроде, "мы все команда президента", "у меня хорошие отношения с Кулебой" и прочее.
"Мои полномочия истекают там, где истекают поручения президента", - так Ермак ответил на вопрос о том, как так случилось, что он затмил министра иностранных дел.
есть президент, который может поручить кому угодно и что угодно. И все будет так, как он решил
И это очень показательный момент. Андрей Ермак, понимая, что не может публично убедительно обосновать свои полномочия в международной политике, не может разграничить не свойственные ему функции с полномочиями министерства иностранных дел и демонстрирует присущее Банковой верования, что президент, который может поручить кому угодно и что угодно. И все будет так, как он решил, опираясь не на какие-то нормы какого-то права, а на его верховное главнокомандование всем.
Именно с этой точки зрения интересен еще один момент интервью. Эпизод, в котором говорится о возможности переговоров с Владимиром Путиным.
Андрей Ермак сказал, что, во-первых, об этом еще рано говорить; во-вторых, Путин много куда не может уехать из своей страны; в-третьих, есть решение СНБО от 30 сентября 2022 г. о невозможности переговоров именно с Путиным.
Мы не будем сейчас анализировать дальновидность или близорукость этого решения, потому что все будет так, как президент и его офис решат.
Завоевание – выбиться в главные
Итак, мы снова возвращаемся к вопросу, который время от времени поднимается в информационном пространстве Украины: как, собственно, мало кому известный юрист и кинопродюсер из Киева без политического опыта стал незаменимой фигурой для президента Зеленского и если не первым, то и не вторым по влиянию человеком в Украине?
Ведь если вспомнить выборы 2019 года, то, например, в день второго тура охрана КВЦ "Парковый", где находился штаб Зеленского, не хотела пропускать автомобиль Ермака, а в команде долго не находили того, кто бы его знал и мог договориться о допуске.
Для более широкой публики его связи с новой властью были вообще неизвестны. Да и, если честно, мало кого интересовали.
Однако с семьей Зеленских и "кварталовской" средой Ермак был знаком задолго до того, как Владимир Александрович стал президентом Украины.
Они обращались в шоу-бизнесах Киева. Ермак был медиаюристом. Наконец, его бизнес-связи с владелицей элитного бутика Sanahunt, где одевалась и отдыхала украинская элита, среди которой были и "кварталовцы", тоже были полезны.
после прихода нового руководства на Банковую Андрею Ермаку досталась достаточно скромная позиция – помощник президента
Но этого мало, чтобы играть ощутимую роль в команде Зеленского в начале его политического пути. Там были люди куда более заслуженные, вместе с будущим президентом ковали совместный триумф на выборах.
Так что после прихода нового руководства на Банковую Андрею Ермаку досталась довольно скромная позиция – помощник президента. Даже не первый помощник, традиционно отвечающий за график и встречи главы государства.
В новой должности не было определенного функционала. Но, как оказалось, это стало преимуществом для Ермака.
Пока остальные команды делили должности, занимали кабинеты и разбирались в хитросплетениях вертикали власти, "простой помощник" сконцентрировался на единственном важном ресурсе - физическом доступе к Зеленскому.
"Он иногда очень демонстративно показывал, что он здесь "только ради своего большого друга". Например, в самолете летим, все рядом. И Ермак начинает чуть ли не кричать, что "вот, мой друг, я ради него все сделаю". Все так переглянулись: почему же ты кричишь, он и так слышит.
Он пытался заполнить собой пространство рядом с президентом. На любых мероприятиях. Главное – быть рядом.
Это напоминало, как ты переходишь в новую школу, находишь крутейшего старшеклассника и пытаешься стать ему другом, чтобы быть в авторитете", – вспоминает на условиях анонимности один из членов первой итерации Зе!команды.
Он пытался заполнить собой пространство рядом с президентом. На любых мероприятиях. Главное – быть рядом.
При отсутствии скучных и отягчающих должностных обязанностей Ермак имел возможность браться только за проекты, о которых просил лично Зеленский. И которые могли дать президенту максимум публичных бонусов.
Первым таким проектом, за который отвечал Ермак, стал обмен пленными.
7 сентября 2019 года в Борисполе приземлился самолет с освобожденными пленниками Кремля и украинскими моряками. Собственно, когда дверь самолета открылась и из них вышел Андрей Ермак, то с трапа того самолета и началось его восхождение в большую политику.
После этого исчезли сомнения, что именно он должен вести самый сложный трек, унаследованный президентом Зеленским – переговоры с россиянами.
"Красивая фамилия"
Вовлечение Ермака в разговоры с РФ произошло до обмена и было кое-чем даже случайным. Как в свое время отмечал ряд СМИ, в организацию первых полутайных контактов новой команды с российской стороной в 2019 году был присоединен олигарх Игорь Коломойский.
Как раз на его связях был организован скрытый приезд в Украину первых переговорщиков от Кремля, а впоследствии и "ответный визит", с которым поехал один Андрей Ермак.
Почему простой помощник президента был отобран для такой миссии, до сих пор сложно сказать. Собеседники во властной команде в свое время убеждали, что во время одного из первых телефонных разговоров Зеленский предложил его кандидатуру Путину, и тот не был против человека с "красивой фамилией".
Осенью 2019-го россияне сделали несколько "шагов навстречу" в виде освобождения пленных или возвращения кораблей. Украина в свою очередь согласилась на принятие так называемой "формулы Штайнмайера".
Сразу после этого с подачи сторонников предыдущего президента начались первые митинги на Банковой, а в публичном пространстве появился нарратив об "Ермаке - агенте Кремля".
Но в политических кругах вполголоса заговорили о возможности серьезных договоренностей с россиянами.
Детали тех встреч остаются до сих пор неизвестными, и даже президент делает вид, что не помнит сути разговоров
Но тогда произошел Париж, встреча "нормандской четверки", тет-а-тет Зеленского и Путина – и все резко застопорилось. Детали тех встреч остаются до сих пор неизвестными, и даже президент делает вид, что не помнит сути разговоров.
Нетрадиционная дипломатия от "знахаря" Ермака
Как бы там ни было, но быстрая "история успеха" превратилась для Ермака в годы монотонных и безрезультатных "минских встреч".
На другом внешнеполитическом треке, который взял на себя Ермак, тоже чуть не поднялась буря. С самого начала работы в офисе помощник сумел убедить президента, что нетрадиционная дипломатия может быстрее и лучше сработать с тогдашним американским лидером Дональдом Трампом.
Как акт нетрадиционной дипломатии состоялась, например, непубличная встреча Ермака с близким к президенту США адвокатом Рудольфом Джулиани. Информация о ней попала в американские СМИ и вызвала отдельный взрыв в ходе кампании об объявлении импичмента Трампа из-за давления на Зеленского. К счастью ситуация тогда закончилась для Украины без тяжелых дипломатических последствий.
этот простой помощник, а не тогдашний глава оп Андрей Богдан, стал Андреем, которого зовут первым
А тем временем Ермак смог почувствовать психотип Зеленского и предложил ему альтернативный взгляд на то, как нужно проводить и внутреннюю политику, и внешние переговоры: старые неповоротливые структуры – только быстрые личные коммуникации и такие же быстрые решения.
Постепенно Ермака у президента становилось все больше, вплоть до той степени, что именно этот простой помощник, а не тогдашний глава оп Андрей Богдан стал Андреем, которого зовут первым.
Зачем отрицать реальность?
Итак, действующий офис президента имеет такую интересную особенность – попытки отрицать реальность. В интерпретации Андрея Ермака это звучит, например, в виде убеждения, что и власть, и оппозиция едины. И, мол, нет никакой серьезной зарубы или противостояния. Ну а то, что депутатам от оппозиции запрещали ездить за границу на международные мероприятия, где они имеют свои полезные для Украины влияния, так просто нормы войны.
Поэтому бросается в глаза неискренность перед обществом. Вряд ли эта неискренность уместнее и лучше, чем открытое признание определенных проблем, скажем, с межпартийным единством и хотя бы намек на обещание о работе над его преодолением во время войны.
Очень хочется верить, что на Банковой не начали говорить лозунгами и даже не мыслят ими. Ибо лозунгами не перекроешь реальность так, как законодательство поручениями президента. Реальность всегда гораздо сложнее и глубже, чем простые лозунги. И при попытке натянуть их на реальность, они просто рвутся.
Комментарии
2