Экс-нардепа Виктора Лозинского досрочно освобождает Бориспольский районный суд Киевской области на основании "закона Савченко". Хотя Лозинский за убийство должен был отбывать наказание 10 лет. А Надежда Савченко может и не попасть под действие своего же закона.
Говорим об этом с Сергеем Стареньким, бывшим председателем Государственной пенитенциарной службы.
Как случилось, что Лозинского отпускают за "законом Савченко"?
- Лозинскому существенно приблизили время, когда может рассматриваться вопрос о досрочном освобождении. Для этого должен отбыть две трети срока наказания. "Закон Савченко" перечислил ему четыре года, которые он находился в следственном изоляторе, день за два. Поэтому он на этот день отбыл более двух третей срока. А Бориспольский суд тихонько рассмотрел вопрос по ходатайству защитника. И определил, что тот подлежит досрочному освобождению.
А почему тихо?
- А вы об этом знали? Знали об этом работники пенитециарнои службы. В центральном аппарате - тоже. Больше никто. Ни правозащитники, ни журналисты. Это происходило "втихаря".
Среди авторов закона есть и Надежда Савченко. Она находится в заключении за пределами Украины. Законотворческая процедура предусматривает непосредственное, а не косвенное участие. Получается, что "бренд Савченко", как и саму Надежду, использовали. Для чего?
- Фамилию использовали. Попробуйте любого депутата спросить: "Почему ты не голосовал за "закон Савченко?" Никто из парламентариев не мог отказать голосовать за закон, который подала Герой Украины Надежда Савченко. На это и был расчет.
Но Савченко под действие этого закона может и не попасть. Как быть с этим?
- Знаете, у двух юристов - три мнения. Моя точка зрения - не попадет. Но другие законодатели говорят обратное. Потому что внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Закон прописан юридически очень неграмотно. И допускает двусмысленные толкования. В переходных положениях говорится, что он распространяется на лиц, у которых на этот момент были не отбывшие приговоры. В Савченко не было приговоров на ту минуту. Поэтому говорить, что она попала под закон я бы не стал.
Когда принимали закон, пропагандировали освобождения Савченко. Полную амнистию. Теперь получается, что после суда в России, в Украине ее освободят по отбыванию наказания в СИЗО. У Надежды будет судимость. Как это объяснить?
- Чтобы украинский суд и украинский закон начал работать в случае Надежды Савченко, надо ее экстрадировать в Украину. Тогда украинский суд приведет в соответствие с нашим законодательством тот приговор, который вынесут в России.
Когда принимали документ, планировали разгрузить следственные изоляторы. А они до сих пор переполнены. Что в законе упустили?
- Вы правы. Документ принимался с целью разгрузить следственные изоляторы. За первые три недели выполнения закона из СИЗО выпустили аж 100 человек. Из колоний - более полутора тысяч. А сейчас еще больше.
Закон применяется только к лицам, которые имеют приговоры. То есть уже к осужденным. А не к тем, кто находится в изоляторе. Там под действие закона подпадает очень небольшое количество людей. Например, Александр Волконский - главный подозреваемый по делу строительной пирамиды "Элита-центр". Он находится под следствием максимальный срок, который вообще может быть за это преступление. Поэтому его тоже в ближайшее время освободят. Даже если осудят.
А если законодатели хотели разгрузить СИЗО, то надо было не этот закон принимать. А изменения в Уголовный процессуальный кодекс. Где указать четко, срок и за какие преступления можно содержать под следствием, под судом.
Что это значит?
- В Кодексе прописано, что следствие не может быть больше года по таким-то преступлениями. Это когда расследование ведет прокуратура или милиция. А продолжительность судебного заседания максимального срока не имеет. Поэтому заключенные сидят в следственных изоляторах длительное время.
Так под кого этот закон готовили?
- Лозинский или Волконский - это наиболее характерные примеры. Поэтому общество их обсуждает. Думаю, закон готовился больше под криминальных авторитетов, лидеров преступных групп. Чтобы максимальное количество осужденных освободилась на свободу.
Под него подпадают 6 тысяч осужденных. Только кто-то выйдет сразу, как Зварыч. А кто-то - как Лозинский.
Есть угрозы, что на улицах станет больше преступников?
- Достаточно прочитать в новостях о похищении авто, их ограбления или квартир. Сейчас уровень преступности уже вырос. И будет расти дальше. Потому что на свободу выходят люди, не подготовленные увольняться. Если осужденный выходит в плановом порядке, то готовится какая-то база - место работы, жительства. Тем, кто освободится нужно что-то есть, чем заниматься. И многие из них выбирает преступный путь. Потому что другого не видят. Резко возрастут ограбления в темных подворотнях, кражи с дач, квартир, автомобилей.
Комментарии