Ексклюзивы
среда, 16 февраля 2011 15:36

С помощью рентгена у змеи нашли "ногу" (ФОТО)

Новая технология, основанная на использовании рентгеновских лучей, позволила группе ученых под руководством доктора Александры Уссе из Музея естественной истории, Париж обнаружить и детально изучить строение тазового пояса и задней конечности у ископаемой змеи Eupodophis descouensi. По словам ученых, это поможет им решить вопрос о происхождении змей — вопрос, над которым палеонтологи ломают голову уже много лет. Дело в том, что не известно, отделились змеи от рептилий, живущих в воде, или от группы, обитающей на суше.

На основании послойного сканирования ученые осуществили подробную 3D?реконструкцию строения костей задних конечностей Eupodophis descouensi и пришли к выводу, что они больше всего напоминают строение задних конечностей наземных рептилий.

Сложность исследования состояла в том, что у ископаемой Eupodophis descouensi на поверхности находилась лишь одна конечность, а другая, как предположила Уссе, скрывалась в толще породы. Исследователи не ошиблись, и при помощи рентгеновского излучения им удалось обнаружить недостающую ногу.

"В настоящее время существует только три ископаемых змеи с сохранившимися задними конечностями и утраченными передними. Их относят к трем разным группам – это Haasiophis, Pachyophis и Eupodophis. У других известных ископаемых групп змей конечности не сохранились. Тем не менее, исходя из их анатомического строения считается, что у них конечности все-таки были", — пишут авторы в своей статье, которая будет опубликована в Journal of Vertebrate Paleontology.

Промежуточная стадия

Ископаемая змея Eupodophis descouensi, которая попала в поле зрения ученых, была обнаружена десять лет назад в породах возрастом 95 миллионов лет в отложениях Al Nammoura в Ливане.

"Тело змеи достигало 50?ти сантиметров в длину, а задние конечности были сильно редуцированными, они прикреплялись к тазовому поясу и имели длину не больше двух сантиметров", — рассказали исследователи.

По словам ученых, этот образец Eupodophis descouensi очень удачный. Он представляет собой редкую промежуточную стадию в эволюции рептилий.

"Изучение Eupodophis descouensi помогло нам понять, как змеи постепенно утрачивали свои конечности в процессе эволюции. Мы считаем, что эта утрата происходила не в результате каких-то анатомических изменений строения костей, а, скорее всего, была связана с сокращением периода роста", — сказала Уссе.

По материалам: Infox